Дума не собирается отбывать весь срок

Инициатива перенести срок голосования на федеральных выборах 2016 г. поддержана в Госдуме хором/ Ilya Naymushin/ REUTERS

Законопроект о проведении выборов в Госдуму 2016 г. в сентябрьский единый день голосования будет внесен всеми фракциями до конца этой недели и уже в следующий понедельник рассмотрен Советом Думы и профильным комитетом по конституционному законодательству. Об этом «Ведомостям» сообщили несколько собеседников в Госдуме.

«Все партии пришли к согласию о необходимости провести выборы в сентябре, осталось решить технические вопросы с юридической точки зрения», – пояснил собеседник «Ведомостей» в «Единой России». Никаких поправок в Конституцию не потребуется, считает он: «Объединение региональных и федеральных выборов в сентябре означает не перенос выборов в нижнюю палату, а лишь приведение выборов в Госдуму в соответствие с единым днем голосования». С мнением, что сокращение срока полномочий депутатов невозможно без изменения Конституции, собеседник «Ведомостей» категорически не согласен: норма о пяти годах в Конституции не калькулирована. По Конституции новая Госдума должна собраться на 30-й день после выборов (п. 2 ст. 99) и только тогда прекращаются полномочия палаты предыдущего созыва (п. 4 ст. 99), продолжает он, но тот же п. 2 ст. 99 Конституции позволяет президенту созвать новую Думу даже на следующий день после избрания. Перенос выборов – это актуализация существующей нормы, резюмирует он: речь не о том, чтобы сократить полномочия депутатов именно на 30 дней, просто в норме имеется люфт, урезать срок работы нынешней Думы можно и на больший срок.

Таким образом, действующая схема, по которой единый день голосования в год думских выборов привязан к думским выборам, остается прежней – просто голосование пройдет не в первое воскресенье декабря, как по нынешнему закону о думских выборах, а в сентябре. Вопрос, будет ли это второе воскресенье сентября, как того требует закон о едином дне голосования, или третье, остается предметом торга, решение будет в конце недели, говорят собеседники «Ведомостей».

Человек, близкий к руководству Госдумы, объясняет, что разговор идет вокруг компенсаций для тех депутатов, чьи полномочия будут сокращены. Выступавших против переноса коммунистов должны убедить еще до внесения документа, знает он: «Скорее всего, сойдутся на третьем воскресенье сентября – такой будет компромисс».

Один из единороссов подтвердил, что механизм решения уже выработан и будет объявлен в ближайшее время, а главный аргумент в пользу переноса выборов – принятие бюджета не старым, а новым составом Госдумы. Собеседник в руководстве ЛДПР знает, что Конституцию менять не придется и все ограничится поправками в закон о выборах Госдумы – это вопрос нескольких дней.

Лидер фракции «Единая Россия» Владимир Васильев в понедельник назвал оптимальной датой голосования второе воскресенье сентября, но также не исключил компромисса: «Есть естественная позиция проведения выборов во второе воскресенье сентября, есть альтернативное предложение о четвертом воскресенье сентября. Теоретически компромиссом может стать третье воскресенье сентября».

Собеседник «Ведомостей» в КПРФ сообщил, что консультации по дате выборов продолжаются: руководство компартии настаивает на третьем или четвертом воскресенье сентября, чтобы провести большую часть избирательной кампании в послеотпускной сезон и не потерять избирателей. Вопрос решается лично лидером партии Геннадием Зюгановым, знает другой собеседник в КПРФ, по его данным, коммунисты все еще настаивают на втором воскресенье октября. За эту дату выступает и руководитель юридической службы КПРФ Вадим Соловьев: «Мы готовы разговаривать, если выборы перенесут на второе воскресенье октября: будет месяц на избирательную кампанию и не потребуется изменений в Конституцию. В другом случае мы пойдем в Конституционный суд».

Коммунистам сложно торговаться: обращение в Конституционный суд администрацию президента не пугает, позиция суда примерно понятна и вытекает из ранее сформулированных решений, поясняет собеседник в «Единой России».

Суета с обращением в Конституционный суд и выработкой механизма – не более чем процедура легитимации решения, чтобы объяснить его обществу, а также необходимый для основных игроков торг по условиям достойной капитуляции, согласен юрист из аппарата Госдумы.

Механизм сокращения и продления сроков полномочий на региональном уровне применялся, когда вводились единые дни голосования – сначала два в год, а затем один, напоминает член правления Ассоциации политических юристов Олег Захаров: «Тогда брали все выборы за полгода и сводили к одной из двух дат, а потом выборы за год также сводили к единому знаменателю в сентябре. Конституционный суд много раз проверял конституционность этого и подтверждал, что он Конституции не противоречит». Именно из решений Конституционного суда в свое время вывели формулу колебания истечения полномочий «не более чем на год» от нормальной даты выборов, говорит Захаров: «Так что сам по себе механизм юридически отработан. А еще раньше подобные формулы использовали, когда повсеместно перекраивали границы муниципальных образований и досрочно прекращали их полномочия. Опыт есть, колея накатана, юридических палок в колесах этой колесницы не предвидится».

«Это лукавство: пять лет – это пять календарных лет, пять раз по 365 дней, и никак иначе», – возражает профессор Высшей школы экономики, специалист по конституционному праву Елена Лукьянова. То, что придумали и насочиняли по поводу переноса выборов, называется «если нельзя, но очень хочется, то можно», но это антиконституционно, заключает она.