Программа Кудрина

Алексей Кудрин предложил свой план реформ/ Максим Блинов/ РИА Новости

Глава Комитета гражданских инициатив, бывший вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин изложил Совету Федерации план реформ, необходимых для экономического роста. За 2012–2018 гг. рост составит в среднем 1,4% в год – примерно вдвое ниже среднемирового. Доля России в мировой экономике снижается, а вместе с ней – инвестиционная привлекательность и технологические возможности, констатировал Кудрин.

Правительство признает проблему, отметил Кудрин: в его «Основных направлениях деятельности» (ОНДП) указывается, что без реформ долгосрочный рост не превысит 2–3%. Но до сих пор нет стратегического плана действий, посетовал он: ОНДП – только декларация.

Зря не послушали

В числе причин торможения экономики – снижение цен на нефть и санкции (см. врез), но они лишь наложились на внутренние системные проблемы – экономика замедлилась еще в 2013 г., указал Кудрин. Главной причиной он назвал непроведение структурных реформ. Теперь за это приходится расплачиваться.

Например, цена неповышения пенсионного возраста – необходимость увеличить трансферт ПФР на 1,4 трлн руб. к 2018 г. Расходы бюджета не должны расти, значит, средства будут изъяты у других направлений. Время упущено: даже если сейчас начать повышать пенсионный возраст, то с учетом скорости такого повышения – по три месяца или полгода за год – потребуется несколько лет, чтобы улучшить сбалансированность пенсионной системы. Но в ситуации, когда трудоспособное население сокращается на 900 000 в год, а число пенсионеров растет на 700 000–800 000, другого выхода нет.

Полноценный кризис

Санкции из-за конфликта с Украиной отнимают у России 1–1,5% роста, оценил Кудрин. Сейчас экономика – в полноценном кризисе «по всем меркам, которые существуют», сказал Кудрин: «Мы в рецессии, и, я думаю, спад будет глубже [2,8%, как прогнозирует Минэкономразвития] – около 4%».

Еще одно отвергнутое предложение Кудрина, ставшее причиной его конфликта с премьером Дмитрием Медведевым и стоившее ему должности, – рост расходов на оборону. С 2010 г. они возросли в 2,4 раза, или на 2 трлн руб. в год, и даже в 2015 г., несмотря на секвестр бюджета, – на 629 млрд руб., что сопоставимо с финансированием всего высшего образования. «Из того сокращения [бюджетных расходов], которое сегодня страну задело, большая часть связана не с уменьшением доходов бюджета – они пока что не уменьшились, – а с тем, что мы обеспечиваем повышение оборонных расходов и берутся эти деньги из других отраслей», – объяснил Кудрин. Он предлагал выполнить программу вооружений не за 10 лет, а за 15: это позволило бы избежать перекоса бюджета, напомнил он свою позицию. Кроме того, он «досконально знал», что промышленность не готова к многократному повышению выпуска, рассказал Кудрин: «Тем не менее деньги были выделены, создан аврал». В итоге часть запланированных расходов все равно переносится на более поздние годы, при этом растет объем оплаченной, но не поставленной в срок продукции, указывает он в своем докладе: «Когда говорят: нужно кормить свою армию, чтобы не кормить чужие, хорошо бы уметь это делать».

Самое сложное

Старая модель экономики, ориентированная на спрос и позволявшая расти без изменения качества продукции, больше не работает, объяснил Кудрин. Нужна новая, ориентированная на создание более конкурентоспособной продукции, с высокой производительностью, инвестициями в технологии, большей кооперацией производственных и непроизводственных отраслей, перечислил он. Бесполезно пытаться улучшить что-то одно в этой цепочке: вся она должна стать на порядок эффективнее. А для этого должна стать эффективнее система управления, в том числе государственного, заключил он.

Однако огосударствление экономики эту эффективность, наоборот, снижает. Государство само с собой не может конкурировать, а нет конкуренции – нет и стимулов для технологического развития, констатировал Кудрин. Госпредприятия не заинтересованы и в коммерческом успехе – государство, если что, поможет. «Мы никак не можем раскрепостить возможности частной конкуренции, смелее пойти в рынок – это требует новых институтов, знаний и соответствующего госрегулирования», – призвал Кудрин. Назначением ответственных за решение того или иного вопроса поднять экономику уже нельзя, уверен Кудрин: «Должно работать каждое хозяйственное звено».

А этому мешают слабые институты: незащищенность собственности, несовершенство судебной системы, коррупция, высокое давление на бизнес, перечислил он. В этом году из-за кризиса давление на бизнес только возросло, полномочия правоохранительных органов были расширены, напомнил он.

Важнейший регулятор и контролер – парламенты, политические партии, избиратели, перечисляет Кудрин. Именно через систему законодательной власти принимаются законы. Без качественной политической системы вся цепочка эффективных решений не работает, резюмирует Кудрин: «Не может начальник все распределить и всегда быть мотивированным». Реформы должны коснуться и регионов: нужно снимать избыточные фильтры для кандидатов в губернаторы, усиливать их отчетность перед избирателями. «Рост пойдет из регионов», – уверен Кудрин. Институциональные реформы – самая сложная часть, признал он. Но без них дальше будет еще сложнее, призвал он сенаторов поддержать проведение реформ.

«Сегодня вы не обременены государственными полномочиями и можете выступать как свободный художник, без ограничений высказывать свою точку зрения. Она была очень интересна для нас, есть над чем подумать», – поблагодарила Кудрина глава Совета Федерации Валентина Матвиенко и вручила ему медаль в честь юбилея Совета Федерации.

Сам Кудрин не исключает для себя возвращения во власть, но только если она будет настроена на реформы, как в начале 2000-х, сказал он в интервью «Интерфаксу». В текущей политической системе такой вероятности нет, считает он: «Поэтому я и не там».

Совет Федерации не совсем привычная трибуна для человека не во власти и критикующего власть, говорит политолог Алексей Макаркин. Речь программная, но политические реформы, на которых настаивает Кудрин, сейчас власти не нужны, разве что того потребует исчерпание резервов за пределами 2015–2016 гг. Сейчас же скорее это набор сигналов, считает Макаркин. Это сигнал правительству Медведева, которое благодаря поддержке Кремля не встретило критики в Госдуме, а теперь получает ее с трибуны Совета Федерации. Это сигнал модернистским элитам, которые сейчас приуныли, что даже с трибуны власти можно власть критиковать и она слушает разные мнения, полагает Макаркин.