Следователи ищут владельцев

«Домодедово» снова попало в поле зрения следователей/ Е. Разумный/ Ведомости

Следственный комитет (СКР) вновь заинтересовался «Домодедово» в связи с терактом 2011 г. Уголовное дело по ч. 3 ст. 238 Уголовного кодекса (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц) возбуждено в отношении бывшего руководителя российского представительства «Эрпорт менеджмент компани лимитед» Светланы Торшиной, бывшего управляющего директора ЗАО «Домодедово эрпорт авиэйшен секьюрити» Андрея Данилова, бывшего директора аэропортового комплекса Вячеслава Некрасова, а также «иных неустановленных лиц из числа фактических владельцев предприятий аэропортового комплекса «Домодедово», сообщил вчера СКР. «В рамках уголовного дела следствием проверяется информация о том, что в число фактических владельцев аэровокзального комплекса входят Дмитрий Каменщик и Валерий Коган, состоящие в должности консультантов», – говорится в сообщении СКР.

Действия бывших топ-менеджеров и неустановленных владельцев, считает следствие, повлекли «увеличение степени уязвимости аэропорта и оказание услуг в области гражданской авиации, не отвечающих требованиям безопасности». Именно из-за этого в январе 2011 г. Магомед Евлоев смог беспрепятственно пройти в здание аэровокзала «Домодедово» и совершить теракт, из-за которого погибли 37 человек, 170 пострадали (см. врез), объясняет СКР в сообщении.

Представитель аэропорта от комментариев отказался.

Дело в отношении менеджеров аэропорта СКР уже возбуждал в январе 2011 г. Фигурантами были Данилов и Некрасов, сотрудники правоохранительных органов и др. Но дело в итоге было закрыто.

Теракт в «Домодедово»

Мособлсуд признал виновными в подготовке теракта братьев Ислама и Илеза Яндиевых, Ахмеда Евлоева и Башира Хамхоева. Исполнителем теракта следствие считает несовершеннолетнего Магомеда Евлоева. Четверо осужденных помогли ему добраться из Ингушетии в Москву, где арендовали для него квартиру, передали пояс смертника и выбрали место совершения теракта, отправив его на такси в аэропорт.

Адвокат пострадавшей из-за теракта Елены Криволуцкой Игорь Трунов рассказал, что обращался в СКР после приостановки уголовного дела около года назад и указывал на то, что пункты досмотра на входе в терминал аэропорта не были оборудованы необходимой техникой. После этого Криволуцкая пыталась отсудить компенсацию в судах Москвы – Пресненском и Мосгорсуде, а потом подала жалобу в Европейский суд по правам человека. Новое дело было возбуждено в апреле, знает Трунов.

Владельцев «Домодедово» российские власти ищут с 2011 г. При подготовке к IPO в 2011 г. головная компания «Домодедово» – кипрская DME Ltd. (до сих порт владеет юридическими лицами, работающими в аэропорту) называла единственным бенефициаром председателя совета директоров Дмитрия Каменщика. В 2013 г. эту информацию подтвердил аэропорт в раскрытии. В октябре 2014 г. Каменщик говорил в интервью «Ведомостям», что Коган не является бенефициаром аэропорта, однако является председателем наблюдательного совета аэропорта. В ноябре 2014 г. председатель СКР Александр Бастрыкин заявил, что следствие до сих пор не может найти собственника аэропорта для привлечения его к ответственности.

По статье, которая указана в заявлении СКР, привлечение владельцев к ответственности маловероятно, считает председатель коллегии адвокатов «Александр Тонконог и партнеры» Александр Тонконог. Владелец предприятия не занимается проведением работ и оказанием услуг, указывает эксперт.

У представителей разных ветвей власти не раз были претензии к владельцам аэропорта «Домодедово». Несколько раз были действия, которые могли бы окончиться сменой собственника «Домодедово», – это были проверки, в том числе налоговые, и дела, но каждый раз «Домодедово» удавалось отбиться от обвинений, вспоминает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. В 2011 г. владельцы аэропорта пытались найти на него покупателя, но поиск прекратился в 2012 г. «Конъюнктура не становилась лучше. На фоне стагнации рынка и оттока капитала из России хороших предложений нам Goldman Sachs не приносил», – рассказывал Каменщик.