Сулейман Керимов вышел из капитала ВТБ

Его вложения оценивались примерно в $1 млрд
Возможно, теперь появилось объяснение удивительным прошлогодним колебаниям рынка акций ВТБ/ Е. Егоров/ Ведомости

В этом году с 15 мая акции ВТБ подорожали более чем на 20%, в совладельцах, по данным ВТБ на 25 мая, побывали Альфа-банк (2,73%) и Россельхозбанк (2,01%). Представитель Альфа-банка указывал, что это сделка репо без признания и что 25 мая доля Альфа-банка в ВТБ составляла 0,38%, а 2,73% было 8 мая 2015 г. ВТБ раскрывает структуру акционеров с опозданием, объясняет контрагент банка.

Структуры, подконтрольные Сулейману Керимову, продали акции ВТБ в прошлом году, рассказал «Ведомостям» предприниматель, знакомый с Керимовым. Акции продавались на рынке, говорит он, было несколько сделок, но какова цена – не сообщает, но уверяет: это была выгодная инвестиция.

Керимов мог потратить на акции ВТБ порядка $1 млрд: половину – в 2011 г., другую – в мае 2013 г. во время SPO банка. Бизнесмен владел банком через Olybrius Limited (2,36%) и участницу SPO швейцарскую Millennium Group (c 2011 г. – 1,5%, позже долю не раскрывала). Ее участие в размещении подтверждал первый зампред ВТБ Юрий Соловьев. Всего у структур Керимова было более 4% ВТБ.

В конце 2014 г. акции ВТБ неожиданно оказались у Сбербанка – он получил их в репо. «Структуры Керимова – активные участники рынка репо, слух, что он вышел из ВТБ, ходил еще в прошлом июне, из-за репо сложно сказать наверняка, кто в данный момент владеет акциями», – говорит инвестбанкир.

Инвестор без портфеля

Керимов – банковский инвестор со стажем. Перед кризисом он был одним из крупнейших частных акционеров Сбербанка (почти 6%), интересовался акциями европейских банков, а также инвестировал в акции ВТБ (4,5%). В 2006 г. Керимов был владельцем 20% акций Бинбанка Микаила Шишханова; он участвовал в проекте Прохорова «Международный финансовый клуб», но недавно вышел из числа акционеров банка. Он пополнил капитал «СМП банка» Аркадия и Бориса Ротенбергов пятилетним субординированным депозитом на $50 млн. Интересовался покупкой банков «Петрокоммерц» и «Возрождение».

Продажа этого пакета в прошлом году привела к тому, что акции ВТБ купить было очень сложно, указывает один из госбанкиров: «Когда акции выступают обеспечением по репо, вывести их из оборота и вернуть начальному владельцу технически сложно, а в прошлом году кто-то из крупных владельцев пытался отозвать акции из сделок, и контрагенты скупали акции, что обернулось ростом котировок».

В начале июня 2014 г. акции ВТБ оказались в таком дефиците, что занять их можно было с биржевой гарантией только под сверхвысокий процент – до 330% (обычно – 7–8%); а штраф за непоставку акций ВТБ Московская биржа установила от 200 до 579,85% годовых. Во II квартале 2014 г. акции ВТБ дорожали почти на 60%.

Один из инвестбанкиров указывает, что акции продавала группа «Онэксим» Михаила Прохорова, которые в конце 2014 г. (по материалам сайта ВТБ) также переходили к Сбербанку из-за сделки репо. Представитель «Онэксима» отказался от комментариев. Удивительно, что при таком росте котировок и низкой ликвидности ни один инвестбанк не дает рекомендации покупать акции ВТБ – только продавать, что говорит о явно нерыночном характере сделок, замечает один из госбанкиров.

Представитель ВТБ отказался комментировать действия акционеров и не согласился, что акции низколиквидны: в I квартале среднемесячный оборот торгов составлял $700 млн, в апреле – $1,517 млрд, а в мае – $1,743 млрд.

Первый зампред ЦБ Сергей Швецов заявлял «Интерфаксу», что признаков манипулирования рынком акций ВТБ не видно.