Тариф «Дорожный»

Чиновники думают, как все-таки собрать с тяжелых грузовиков столько, чтобы хватило не только компании – сборщику платы, но и на строительство дорог/ М. Стулов/ Ведомости

До 1 июля Минтранс и Мин­экономразвития должны определить обновленную ставку платы за проезд по федеральным трассам для тяжелых грузовиков. Согласно действующему постановлению правительства фуры массой свыше 12 т с 15 ноября должны будут платить по 3,73 руб. за 1 км, пройденный по федеральной сети. Но в начале июня Минэкономразвития среди прочих инициатив по снижению неналоговой нагрузки на бизнес предложило снизить тариф до 64 коп., чтобы не увеличивать издержки перевозчиков и не разгонять инфляцию. Согласно материалам Минэкономразвития к совещанию, ровно столько требуется, чтобы государство за счет сборов с дальнобойщиков могло расплатиться с оператором будущей системы взимания платы – компанией «РТ-инвест транспортные системы», которой поровну владеют бизнесмен Игорь Ротенберг и фонд «РТ-инвест».

Система будет работать в ноль, если установить тариф в 94, а не 64 коп., говорит руководитель Росавтодора Роман Старовойт. Но минимальный тариф не позволит привлечь дополнительные средства на строительство и реконструкцию региональной дорожной сети, чтобы выполнить задачу удвоить объемы строительства, напоминает он. К тому же эти средства предполагалось направить на проекты государственно-частного партнерства (ГЧП), а это еще и привлечение частных денег, подчеркивает Старовойт.

Один из рабочих вариантов – снизить тариф до 3 руб. «с небольшим», рассказывает чиновник, участвующий в обсуждении: это даст примерно 40 млрд руб. сборов, на эти средства можно построить около 1000 км региональных дорог, в том числе и с использованием ГЧП. Поставленная президентом задача строить вдвое больше дорог по-прежнему приоритетна, напоминает собеседник «Ведомостей». Администрация президента тоже против минимального тарифа, знают два федеральных чиновника: сборы с фур – важный источник дополнительных средств на дороги, а нарастить вложения в инфраструктуру необходимо не просто потому, что так поручал президент. В пользу наращивания расходов на автодороги вчера высказалась даже председатель Счетной палаты Татьяна Голикова: их эффективность необходимо повышать, но расходы на дороги должны стать приоритетом, заявила она на сессии, посвященной эффективности госрасходов.

Если система взимания платы не даст значимых дополнительных средств на дороги, теряется смысл системы, которая должна ввести для фур принцип «пользователь платит», сетует чиновник. Окончательного решения еще нет, подчеркивает еще один его коллега.