Защита от Tele2

Абоненты «Мегафона» смогут болтать друг с другом круглыми сутками бесплатно/ М. СТУЛОВ/ Ведомости

«Мегафон» отменил плату за внутрисетевые звонки в Москве для пользователей тарифа «Переходи на ноль» (без абонентской платы), следует из его сообщения. Ранее бесплатными были только первые 20 минут таких разговоров в день. «Мегафон» рассчитывает с его помощью подключить абонентов, чьи родные, близкие, друзья или знакомые уже подключены к его сети. По словам представителя московского «Мегафона» Павла Ларина, благодаря отсутствию абонентской платы и нетарифицируемым звонкам внутри сети это один из самых популярных тарифов в Москве, но количество подписчиков не называет.

Модифицированный тариф «Мегафона» уникален для массового рынка: безлимитных бесплатных местных разговоров без абонентской платы пока никто не предлагал, отмечает аналитик Mobile Research Group Сергей Потресов. На первый взгляд каких-либо подводных камней, кроме немного повышенной платы за междугородные звонки, в нем нет, считает Потресов. Возможно, «Мегафон» таким образом готовится к выходу в Москву «Т2 РТК холдинга» (бренд Tele2), который запланирован на август 2015 г., и хочет к этому моменту подключить как можно больше пользователей, не исключает он. Появление такого тарифа он считает симптоматичным: доходы операторов от голосовой связи не растут – так что в ближайшее время компании будут продавать голос либо в пакетах, либо в нагрузку к интернету.

По данным AC&M-Consulting, на которые ссылается «Мегафон», в 2014 г. в России выручка сотовых операторов от услуг голосовой связи год к году снизилась чуть более чем на 2,7% до 589,2 млрд руб.

Москва теряет абонентов

За первые три месяца 2015 г. абонентская база «Мегафона» в Москве сократилась чуть более чем на 190 000 подписчиков, следует из отчета AC&M-Consulting. Правда, отток был и у МТС и «Вымпелкома»: на 128 000 и 552 000 абонентов.

Оградить своих абонентов от экспансии Tele2 нетарифицируемыми сетевыми звонками вряд ли можно, возражает сотрудник одного из конкурентов «Мегафона». Он считает, что цель оператора – нарастить абонентскую базу, которая в последнее время снижается.

Бесплатные звонки внутри сети – не новое предложение на московском рынке, так или иначе оно есть у всех операторов, уверяет представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. Абонентам важнее получить комплекс услуг: бесплатные внутрисетевые звонки, большой пакет минут и мегабайтов, предсказуемые ежемесячные затраты и прозрачность – это дают пакетные тарифные планы, считает она.

«Мегафон» повторяет то, что МТС сделала несколько лет назад, утверждает представитель МТС Дмитрий Солодовников. У нее на двух самых популярных семействах тарифов – Smart и «Супер МТС» – нет платы за внутрисетевые звонки. От платы за внутрисетевые звонки на тарифах Smart МТС отказалась еще в 2013 г., причем не только в пределах Москвы и Московской области, но и при звонках абонентам МТС по всей России (1000 минут в месяц), рассказывает он. Пользователи этих тарифов платят только за интернет, но эта оплата обязательна (от 200 руб. в месяц). На тарифах «Супер МТС» оператор дает возможность 20 минут в день бесплатно общаться с абонентами МТС в Москве и области, а также с абонентами городских телефонов, говорит Солодовников. Нетарифицируемый порог может быть увеличен до 100 минут при подключении опции (стоит 3,5 руб. в сутки).

Отмена внутрисетевой тарификации «Мегафоном» не столько подготовка к выходу в Москву Tele2, сколько вызов МТС и «Вымпелкому», ведь Tele2, видимо, будет работать в первую очередь в сегменте передачи данных, считает гендиректор iKS-Consulting Максим Савватин. По его мнению, это может привести лишь к незначительному снижению среднемесячной выручки от абонента (ARPU) «Мегафона». Доходы от голосовой связи и без этого падают, к тому же в Москве, в том числе и у «Мегафона», уже есть пакетные тарифы, в которых голосовой трафик, по сути, бесплатен, а абоненты платят в первую очередь за интернет, отмечает Савватин.