Статья опубликована в № 3868 от 08.07.2015 под заголовком: Малый бизнес получил квоты

Малый бизнес получил квоты

Премьер Дмитрий Медведев утвердил квоты на закупки госкомпаний у малого и среднего бизнеса в 2015 г. (текст постановления опубликован во вторник). В этом году госкомпании с выручкой более 10 млрд руб. должны 9% своего заказа разместить у малого и среднего бизнеса, в том числе 5% – без договора субподряда, т. е. напрямую.

В подписанном в конце прошлого года постановлении квоты были вдвое выше – 18 и 10% соответственно. Сокращение квоты – временная мера, только до конца 2015 г. Постановление вступило в силу 1 июля 2015 г., т. е. в середине года, разъясняет представитель Минэкономразвития, поэтому компании должны выполнить половину годовой квоты.

Многие крупные госкомпании выступали против квотирования. Например, президент «Роснефти» Игорь Сечин в августе 2014 г. писал первому вице-премьеру Игорю Шувалову, что доля закупок «необоснованна и объективно неисполнима»: в 2013 г. 90% заказов «Роснефти» были дороже 1 млрд руб. Но в послании Федеральному собранию президент Владимир Путин поручил правительству «принять меры» до 31 марта 2015 г.

Специфика работы «Роснефти» не позволяет закупать значительные объемы у малого и среднего бизнеса, пояснил представитель госкомпании. По его словам, «Роснефть» предлагала ввести квоты на участие малого и среднего бизнеса в конкурсах, а не на закупки. А вот «Россети» уже соответствуют квотам, говорит пресс-секретарь компании: по итогам 2014 г. на закупки у малого и среднего бизнеса пришлось примерно 25% всех закупок, это более 43 млрд руб. Представитель «Росатома» сообщал в декабре, что госкорпорация и так размещает около 13% заказов у малого и среднего бизнеса; в 2014 г. – на сумму более 54 млрд руб.

Установление квоты – довольно спорный механизм, считает представитель РСПП. Одновременно с квотой, по его словам, следовало вводить обязательное сертифицирование поставщиков: это будет гарантировать качество поставок.

Гендиректор «РТС-тендера» Виктор Степанов уверен, что со временем крупные компании привыкнут к новым условиям и увеличат долю закупок у малого и среднего бизнеса до 25%, как это предусмотрено дорожной картой Агентства стратегических инициатив до 2025 г. Есть компании, работа которых позволяет много закупать у малого и среднего бизнеса, говорит генеральный директор Национальной ассоциации институтов закупок Сергей Габестро, для других это невозможно. Квотирование – нерыночный механизм, считает Габестро, ограничения стоит дифференцировать для разных отраслей.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать