Лекарство от конкурентов

«Полисан» расширяет мощности, чтобы выполнить контракт c Bayer/ Е. Егоров/ Ведомости

Немецкий концерн Bayer подписал с петербургским фармпроизводителем ООО «НТФФ «Полисан» соглашение о контрактном производстве контрастных средств, которые используются в компьютерной и магнитно-резонансной томографии для диагностики. Срок соглашения – 10 лет, сообщили гендиректор ЗАО «Байер» Нильс Хессманн и основной владелец «Полисана» Александр Борисов. Стоимость соглашения, мощность линий и объем заказа они не раскрывают.

Компании планируют в 2017 г. начать в Петербурге промышленное производство препаратов гадовист, магневист, ультравист. Рентгеноконтрастные препараты входят в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, цены на которые регулирует государство.

Танакан обрусеет

На следующей неделе французский фармпроизводитель Ipsen планирует запустить контрактное производство препарата танакан на базе петербургского завода «Радуга продакшн» (входит в фармгруппу «Роста»), сообщили компании в совместном приглашении на церемонию открытия. Представители Ipsen отказались раскрыть подробности до церемонии.

Bayer предоставит «Полисану» активные фармацевтические субстанции, технологии, производственный опыт и консультации по проекту, сказано в совместном пресс-релизе. Немецкий концерн проинвестирует покупку оборудования, которого пока недостает «Полисану» для производства, говорит Борисов. По его словам, пока линии обеспечены необходимым оборудованием на 50%. Создание полноценной линии может потребовать «несколько миллионов евро», оценивает топ-менеджер одного из международных фармхолдингов.

Обычно условия таких соглашений подразумевают оплату заказчиком стоимости услуги производства, к примеру, для нестерильных препаратов она составляет 15–20 центов за упаковку, для рентгеноконтрастных препаратов цена другая, говорит собеседник «Ведомостей». По его словам, стоимость зависит и от других условий соглашения – в частности, от того, какая из сторон платит за регистрацию препарата и лабораторное оборудование.

Производство на «Полисане» обеспечит потребности России в этих препаратах, объем импортозамещения составит около 2 млрд руб., заявил на подписании соглашения губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. По данным DSM Group, объем рынка рентгеноконтрастных препаратов в России в 2014 г. составил 5 млрд руб. и 1,7 млн упаковок, доля Bayer на нем – 42% в рублях и 12% в упаковках.

При производстве в России препарат будет на 15–20% дешевле, чем при импорте, говорит Борисов. В России в 17% случаев при рентгенологических и томографических исследованиях используются контрастные препараты, в Западной Европе этот показатель составляет 60%, говорит Хессманн. Поэтому потенциал роста в этом сегменте огромный, добавляет он.

По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка «Полисана» за 2013 г. – 3,07 млрд руб., прибыль – 210 млн руб. Компания производит четыре оригинальных препарата: циклоферон, реамберин, цитофлавин и ремаксол, сказано на ее сайте. «Полисан» ведет разработку трех новых препаратов – для лечения печени, для кардиологии и заменитель крови, говорит Борисов.

«Полисан» производит препараты на собственном заводе в Петербурге, его первая очередь площадью 4900 кв. м была введена в эксплуатацию в 2005 г., вторая – в 2012 г. Мощность предприятия – 100 млн таблеток в год, к 2017 г. она вырастет до 300 млн шт., обещает Борисов. В апреле 2016 г. «Полисан» планирует начать строить третью очередь завода, которая в 2017 г. должна заработать, сказал Борисов. По его словам, в состав третьей очереди войдут научно-технический центр, а также мощности для контрактного производства препаратов Bayer. Локализация производства – хорошая страховка возможного ограничения по импорту и защита от принципа «третий лишний» (исключение зарубежного производителя из конкурса, заявки на который подали две компании из стран Таможенного союза. – «Ведомости») при участии в госзакупках, комментирует топ-менеджер одного из международных фармхолдингов. По его словам, в России рентгеноконтрастные препараты не производятся, это будет хорошим конкурентным преимуществом