Кто покупает неправильно

Решение ФАС можно обжаловать в суде/ Е. Разумный/ Ведомости

Участники закупок у госкомпаний с начала 2013 г. по 1 апреля 2015 г. подали 8844 жалобы в Федеральную антимонопольную службу (ФАС; это последние доступные данные), штрафы за административные правонарушения составили 3,79 млн руб. (с 16 мая 2014 г., когда появилась возможность штрафовать заказчиков, по конец 2014 г.).

Чаще всего компании неверно выбирают способ закупки, неправильно составляют документацию, указывают не всю информацию, выставляют некорректные требования или неодинаково оценивают участников, объясняет представитель ФАС. Большая часть, 77% жалоб, в I квартале 2015 г. была подана по поводам, не перечисленным среди тех, по которым можно обращаться в ФАС. В 2014 г. такие жалобы составляли 70% всех поданных в ФАС.

Лидеры по нарушениям – Центральный федеральный округ (41,4% от общего количества рассмотренных территориальными органами ФАС жалоб в I квартале), Приволжский (18,2%) и Северо-Западный (13,9%). Данных по компаниям ФАС не предоставляет.

Решение ФАС можно обжаловать в суде, напоминает исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок Георгий Сухадольский, поэтому в отчете антимонопольной службы речь идет не о конечных показателях. ФАС, к примеру, признала обоснованной жалобу ООО «Стройгазконсалтинг» на действия ГК «Российские автомобильные дороги» при проведении конкурса на заключение инвестиционного соглашения на строительство, содержание и ремонт Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области. Но суды первой и апелляционной инстанций с ФАС не согласились – теперь служба сообщает, что будет обжаловать решение в кассации.

Проблемы с закупками у госкомпаний возникают потому, что каждый заказчик самостоятельно создает положение о закупке, а многие поставщики даже не читают это положение, полагая, что все унифицировано и будет как в законе о госзакупках, говорит первый проректор Высшей школы экономики Александр Шамрин. Нужно ли делать закон о закупках госкомпаний таким же строгим, как закон о госзакупках, – вопрос, по мнению Шамрина, спорный. В отличие от государственных учреждений у компаний есть органы управления, отвечающие за эффективность. Здравого предложения мы пока не видим, констатирует Шамрин. К предложенным правительством поправкам в действующий закон он относится с осторожностью.