Google предает забвению не все

Google предает забвению не все/ AP

С29 мая 2014 г., когда Евросоюз разрешил своим гражданам требовать удаления из результатов интернет-поиска ссылок на нежелательную информацию о себе, самый популярный среди европейцев поисковик Google рассмотрел 284 561 такой запрос. Об этом говорится в отчете, опубликованном вчера компанией. Общее количество URL-адресов, которые она изучила за это время, превысило 1 млн.

Чаще всего пользователи Google просили удалить ссылки на сведения, размещенные в социальной сети Facebook. Таких обращений Google получил 8073. На втором месте по количеству просьб об удалении ссылок сайт profileengine.com (6739 обращений), далее следуют youtube.com (4573), groups.google.com (4210), badoo.com (3930). На сайты первой десятки пришлось 8% всех обращений. В итоге Google удалил 41,3% ссылок, на которые жаловались пользователи, желавшие воспользоваться «правом на забвение».

По данным газеты The Guardian, 95% запросов поступило от обычных людей и только в 5% случаев люди просили удалить ссылки на информацию о преступлениях, политических или общественных действиях.

Google приводит в пример несколько случаев, когда он отказался удовлетворить запрос: например, неисполненной осталась просьба удалить ссылки на онлайн-статьи, в которых упоминается об увольнении человека за сексуальное домогательство на рабочем месте. Описала компания и несколько противоположных случаев, когда она согласилась с доводами пользователей и удалила ссылки на информацию о них: например, «политический активист, который был ранен на акции протеста, попросил нас удалить ссылку на статью об этом инциденте, и мы удалили эту страницу из результатов поиска по его имени».

«Право на забвение» появилось у европейцев благодаря решению Европейского суда, вставшего на сторону испанца Марио Костеха Гонсалеса, подававшего иск к Google. Он требовал удалить из результатов поиска ссылки на газетную статью о продаже дома в счет уплаты долга. Истец сумел доказать, что эта информация устаревшая – долг уже погашен. Решение было прецедентным: отныне европейские поисковые системы обязаны рассматривать все обращения об удалении ссылок на ту или иную информацию, но вправе и отказать.

В России с 1 января 2016 г. вступит в силу закон о «праве на забвение» – недавно его подписал президент России Владимир Путин. Закон обязывает интернет-поисковики по требованию граждан удалять ссылки на «недостоверную и неактуальную» информацию об этих людях, равно как и на информацию, которая распространяется с нарушением закона. Действие закона распространяется не только на российские поисковики, но и на любые другие, если они продают русскоязычную рекламу. В случае отказа поисковика удалить ссылку гражданин вправе оспорить его решение в суде.

Инициаторы этого закона ссылались на европейский опыт. Но в решении Европейского суда есть ряд ограничений – оно, в частности, не распространяется на политиков и общественных деятелей. Кроме того, поисковик вправе не удалять ссылку на информацию о человеке, если сочтет, что она может быть актуальной для общества.

До того как российский закон был принят, он подвергался жесткой критике со стороны интернет-компаний. В частности, им был непонятен механизм проверки информации на достоверность. «Поисковые системы не могут самостоятельно проверять обоснованность обращения и достоверность информации, а также принимать решения по этим обращениям», – негодовали представители «Яндекса». Неправильно, когда поисковик начинает исполнять функции судов и правоохранительных органов, говорили они.

Механизмы российского закона о «праве на забвение» и сейчас отличаются от европейской практики, говорит представитель «Яндекса». В частности, в российском законе нет критерия общественно значимой информации – удалять требуется ссылки лишь на недостоверную и неактуальную информацию, напоминает сотрудник одной из интернет-компаний. Тем не менее российские поисковики смогут отказывать в просьбах политикам или общественным деятелям, если посчитают, что информация актуальная, сказал «Ведомостям» один из авторов закона – председатель комитета Госдумы по информационной политике Леонид Левин. В случае отказа заявитель сможет требовать удаления информации из поисковой выдачи через суд, добавил он.