Американская глобальная система ПРО пока не угрожает российским стратегическим силам

Но в будущем ее развитие может принять более опасное направление
При разработке новых российских ракет (в том числе таких, как РС-24 «Ярс» и РС-26 «Ярс-М») моделируется наихудшая для РВСН потенциальная система американской ПРО, которая может возникнуть до 2030 г./ Смирнов Владимир/ ТАСС

Хотя развертывание в Румынии и Польше позиций ракет глобальной противоракетной обороны (ПРО) США несет угрозу российским Ракетным войскам стратегического назначения (РВСН), в тактико-технических требованиях к современным образцам вооружения РВСН эти угрозы учтены в перспективе до 2030 г., и российский ядерный потенциал остается боеспособным. Об этом во вторник на пресс-конференции в агентстве «Интерфакс» заявили представители РВСН. По словам начальника отдела 4-го ЦНИИ Министерства обороны (занимается тематикой РВСН) полковника Олега Пышного, определенную угрозу могут нести как планируемые к развертыванию в Восточной Европе американские ракеты SM-3 Block IIA, которые начали в этом году бросковые испытания, так и более перспективные ракеты SM-3 Block IIB. Эти последние ракеты, как следует из предложенного в 2009 г. президентом США Бараком Обамой «адаптивного подхода» к развитию ПРО в Европе, первоначально должны были быть развернуты к 2020 г. и иметь официальную возможность сбивать на начальном этапе траектории межконтинентальные баллистические ракеты, которые в регионе, исключая страны – члены НАТО, есть только у России, но их разработка задерживается. США подают этот факт как политический жест в сторону Москвы, однако на деле очевидно, что эта ракета несовместима с системой управления «Иджис» и если эти технические сложности будут преодолены, то и указанные ракеты будут развернуты, уверен Пышный. Поэтому при разработке новых российских ракет (в том числе таких, как РС-24 «Ярс» и РС-26 «Ярс-М») моделируется наихудшая для РВСН потенциальная система американской ПРО, которая может возникнуть до 2030 г., и требования к новым ракетам предъявляются исходя из этого моделирования, заявил бывший начальник штаба РВСН Виктор Есин. При этом расходы на РВСН составляют всего 5% от 20-триллионной госпрограммы вооружений до 2020 г., сообщил он.

Юрий Борисов
Заместитель министра обороны

За прошедший квартал приняты семь подвижных пусковых установок (для РВСН), восемь межконтинентальных баллистических ракет <...> Показатель выполнения годового плана составляет около 10%

Кроме того, в водах вокруг Европы патрулируют, базируясь в Испании, корабли военно-морских сил США, оснащенные системой «Иджис» и ракетами ПРО SM-3 ранних модификаций. К 2020 г. у США всего будет 48–49 таких кораблей и их возможности тоже могут в перспективе угрожать российским РВСН и морским стратегическим ядерным силам (ракетам на подводных лодках), но ракетные позиции в зауральской части России для них неуязвимы, подчеркивает Пышный. США строят ракетные позиции для тяжелых ракет-перехватчиков GBI, перехватывающих ракеты на среднем этапе траектории, однако до сих пор не найдены физические принципы, на основе которых системы наведения этих ракет смогут отличать ложные цели от настоящих, и это признают сами американские специалисты, добавляет Есин. Пышный также выразил надежду, что Россия и США в будущем смогут вернуться к остановленному сейчас диалогу по ПРО, чтобы американская сторона приняла во внимание российские озабоченности, но в то же время признал, что сейчас шансов на это немного.

По словам редактора сайта о стратегических ядерных силах России russianforces.org Павла Подвига, в США многие эксперты действительно считают, что в нынешнем виде все компоненты американской ПРО недееспособны, но по политическим причинам закрывать этот проект не будут. Не исключено, однако, что в будущем американская система ПРО начнет развиваться в некоем неизвестном пока направлении, говорит он.