Первый по автомобилям

Volkswagen обогнал Toyota по глобальным продажам автомобилей
Volkswagen неоднократно заявлял о желании выйти на первое место по продажам в мире/ Manu Fernandez/ AP

Volkswagen обогнал Toyota Motor по продажам автомобилей в первом полугодии, что может позволить ему стать крупнейшим мировым автопроизводителем на три года раньше намеченной цели, передает Bloomberg. Toyota во вторник заявила, что продала 5,02 млн автомобилей за шесть месяцев года. В начале месяца Volkswagen сообщил, что продажи группы составили 5,04 млн. При этом обе компании снизили продажи: Toyota – на 1,5%, Volkswagen – на 0,5%.

Для Toyota особенно сложной оказалась ситуация на родном для компании японском рынке, передает АР. Volkswagen потерял в продажах на крупнейшем для него рынке Китая, но выиграл от растущего рынка Европы и Северной Америки. Для достижения поставленной в 2007 г. цели – стать крупнейшим автопроизводителем в мире – Volkswagen еще придется выдержать падение спроса в Китае, вызванное падением фондового рынка и конкуренцией с дешевыми моделями внедорожников китайских брендов, отмечает Bloomberg.

Ориентир – на рынок

«В 2015 г. мы планируем показать [в России] динамику в среднем лучше по рынку и реализовать 100 000 автомобилей Toyota», – сказал представитель компании. По его словам, «бренд Toyota находится на стыке премиального и массового сегментов, что предъявляет высокие требования как к качеству продукта, так и к уровню обслуживания». Представитель группы VW в России на вопросы не ответил.

«В соревновании Toyota и Volkswagen остаются совсем рядом, – сказал Bloomberg автомобильный аналитик Advanced Research Кодзи Эндо. – Компании считают, что рентабельность гораздо важнее, чем объемы».

В 2014 г. Toyota увеличила продажи на 3% до 10,23 млн автомобилей (с учетом Hino Motors и Daihatsu Motor). 2-е место в 2014 г. занял Volkswagen (10,14 млн автомобилей). На 3-м месте была американская General Motors (GM; 9,92 млн автомобилей). GM лидировала более семи лет, пока ее в 2008 г. не обогнала Toyota. GM удалось вернуть себе первенство в 2011 г., когда на показателях японского конкурента сказались последствия землетрясения и цунами в Японии и наводнения в Таиланде, напоминает АР. Однако в 2012 г. американцы снова уступили Toyota. GM сообщила в начале месяца, что мировые продажи упали на 1,2% в первом полугодии до 4,86 млн автомобилей, передает Bloomberg.

В январе 2015 г. Reuters прогнозировало, что у Volkswagen будет шанс обойти по продажам Toyota. В 2014 г. продажи германского концерна выросли на 4,2%, показатель впервые превысил 10 млн автомобилей. Volkswagen сильно помог китайский рынок, где они подскочили на 12% до 3,68 млн автомобилей. Между тем Toyota продала в Китае в 2014 г. чуть более 1 млн машин. Тогда сам Volkswagen планировал перехватить у японцев лидерство к 2018 г. Исследовательская IHS Automotive прогнозировала, что в 2015 г. Volkswagen продаст 10,07 млн автомобилей, а Toyota – только 9,51 млн.

Мировой авторынок, последовательно росший с 2009 г., столкнулся с замедлением спроса в Китае, обвалом в России и низкими продажами в некоторых странах Юго-Восточной Азии и Южной Америки, пишет Bloomberg. В США показатели отрасли увеличились только на 4,4% в первом полугодии – это самый низкий годовой прирост с начала восстановления.

Розничные продажи автомобилей в Китае упали в июне на 3,2% до 1,43 млн единиц – впервые с февраля 2013 г. Toyota, впрочем, увеличила продажи в Китае на 42% в июне и на 10% до 512 800 автомобилей в первой половине года. Поставки Volkswagen упали на 3,9% до 1,74 млн. Директор по продажам Volkswagen Кристиан Клингер говорил, что компания «не застрахована» от рыночных тенденций в Китае и что ситуация в Южной Америке и России для рынка «остается напряженной».

Volkswagen

Автоконцерн
Акционеры: Porsche Automobil Holding SE (50,73%, контролируется семьями Порше и Пьех), земля Нижняя Саксония (20%), Quatar Holding (17%). Капитализация – 90,8 млрд евро, выручка (2014 г.) – 202,5 млрд евро, чистая прибыль – 11,1 млрд евро

Немецкий автопроизводитель увеличил продажи как на внутреннем рынке, так и в Западной Европе более чем на 6% благодаря спросу на седан VW Passat и кроссовер Porsche Macan. Регистрация машин Toyota в Европе увеличилась на 5,7% за тот же период, по данным Ассоциации европейских автопроизводителей. В Японии в первой половине года спрос был слабым из-за увеличения в прошлом году налога с продаж. Продажи Toyota и Lexus снизились на 8,2%, Daihatsu – на 13%. Продажи Volkswagen в Японии упали на 17%, позволив Mercedes-Benz впервые за 16 лет отобрать у немецких коллег звание самого популярного импортного бренда.

В России группа Volkswagen снизила продажи в первой половине года на 40,8% (до 79 878 шт.), Porsche – увеличила на 18,3% (2569 шт.), по данным Ассоциации европейского бизнеса. Продажи Toyota (включая Lexus) упали на 33,7% (до 56 527 шт.). Весь рынок сократился на 36,4%.

В подготовке статьи участвовал Владимир Штанов