«АвтоВАЗ» ускорил падение

По мнению дилера «АвтоВАЗа», помимо общего падения спроса продажам помешала временная приостановка компанией в начале июля программы обновления парка (утилизация/trade-in)/ Д. Абрамов/ Ведомости

Российские продажи «АвтоВАЗа», лидирующего на рынке, снизились в июле на 25% до 20 994 автомобилей, сообщила в четверг компания предварительные данные. Падение ускорилось: в июне продажи сократились на 12% (см. график). «Автомобильный рынок подвержен сезонным колебаниям, и в прошлом году было то же самое», – комментирует представитель «АвтоВАЗа». В июне 2014 г. продажи Lada снизились на 19%, в июле – на 25%.

Данные по рынку в июле Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) еще не публиковала. По оценке «АвтоВАЗа», по итогам семи месяцев он сократился на 36%, а Lada, продажи которой снизились на 26,8%, заняла оценочно 19%-ную долю (годом ранее – 15,7%, по оценке АЕБ). Доля марки на российском рынке неуклонно растет шестой месяц подряд, радуется представитель «АвтоВАЗа». Исходя из данных компании в июле в России было продано более 120 000 автомобилей – на треть меньше, чем в июле 2014 г. Сокращение рынка тоже усилилось, но не так сильно, как у «АвтоВАЗа». В июне рынок сократился почти на 30%.

«Так мало «АвтоВАЗ» уже давно не продавал в июле, – комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. – Даже в 2009 г., когда рынок сократился вдвое, июльские продажи марки составили 32 426 шт.». Более того, с начала 2015 г. июльский результат Lada лучше только января, который традиционно отличается низким спросом, добавляет он.

По мнению дилера «АвтоВАЗа», помимо общего падения спроса продажам помешала временная приостановка компанией в начале июля программы обновления парка (утилизация/trade-in). Тем не менее, по данным завода, за счет нее в июле было продано 38% автомобилей Lada, еще треть – с помощью программы Lada Finance и специальных акций. Дилеры традиционно активизировали продажи в июне, чтобы улучшить статистику в целом по полугодию, и это также отъело спрос в июле, замечает Беспалов.

Ситуация на рынке остается неопределенной, как он поведет себя дальше, станет понятно к сентябрю, считает Беспалов. По прогнозу АЕБ, по итогам года рынок сократится на 36% до 1,55 млн шт.