Авторынок ждет помощи

Продажи «УАЗ» выросли благодаря госзакупкам/ Д. Абрамов/ Ведомости

За семь месяцев 2015 г. в России продано 913 181 автомобиль – на 35% меньше, чем годом ранее, сообщил комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Продажи автомобилей в июле сократились на 27,5 % до 131 087 штук.

Несмотря на замедляющуюся динамику падения, количество проданных автомобилей в июле все равно меньше, чем месяцем ранее: тогда, по данным АЕБ, был продан 140 161 автомобиль (-29,7% к 2014 г.). При этом в июне впервые с марта был зафиксирован рост продаж по сравнению с предыдущими месяцами.

«После суммарной потери 36% объема в первой половине года результат июля с минусом 27,5% выглядит почти как хорошая новость», – приводятся в сообщении слова председателя комитета автопроизводителей Йорга Шрайбера. На самом деле это результат низкой базы в соответствующий период прошлого года, признает он. Июль 2014 г. с точки зрения продаж стал одним из самых слабых месяцев того года – они упали на 22,9% до уровня 2010 г., когда рынок только-только начал восстанавливаться после кризиса.

Сейчас плохо всем, уверяет один из дилеров: у «АвтоВАЗа» худшие за весь год результаты, доля премиум-сегмента упала до 8,5% против 10% еще весной. Динамика этого года зависит в большей степени от того, какие были продажи годом ранее, объясняет он: например, в июле 2014 г. у BMW продажи упали на 38%, а в этом году они сработали «в ноль», а Mercedes-Benz, наоборот, тогда вырос, а сейчас упал на треть. Для улучшения ситуации сейчас нет никаких предпосылок, считает собеседник «Ведомостей».

УАЗ выезжает на господдержке

71 процент – на столько выросли продажи автомобилей «УАЗ» в июле 2015 г. по сравнению с июлем 2014 г. – до 5129 шт., следует из данных АЕБ. Значительная часть этих продаж – госзакупки, говорит один из дилеров. В 2015 г. на прямые госзакупки автомобилей правительством выделено 10,7 млрд руб., примерно четверть всех заявок приходится на LCV и внедорожники «УАЗ», говорил ранее «Ведомостям» сотрудник одного из автозаводов. Только в июле УАЗ заключил восемь контрактов на поставку автомобилей на 206,8 млн руб. (данные «СПАРК-Интерфакса»). Представитель завода на запрос «Ведомостей» не ответил.

Кризис в автомобильной отрасли затягивается: рубль продолжает падать, делая вероятным новое повышение цен на автомобили, сохраняется риск остановки производственных мощностей, что может вызвать на рынке цепную реакцию, говорит гендиректор «Рольфа» Татьяна Луковецкая. По данным ЦБ, с начала лета рубль подешевел по отношению к доллару на 11,7 руб. – с 52,8 руб. на 2 июня до 64,5 руб. на 11 августа.

Фундаментальное поведение автомобильного рынка продолжает разочаровывать, даже несмотря на то, что это происходит в условиях неустойчивой экономики и снижающихся доходов потребителей, сетует Шрайбер. Стимулирование продаж, осуществляемое через инструменты государственной поддержки, а также самими участниками рынка, доказало действенность для предотвращения еще большего падения, считает он. Но чтобы развернуть тренд в противоположную сторону, оно должно быть существенно усилено, настаивает Шрайбер.

В конце июля министр промышленности и торговли Денис Мантуров рассказывал «Ведомостям», что на продолжение госпрограммы обновления автомобильного парка в 2015 г. может быть направлено еще 5 млрд руб. По этой программе государство компенсирует скидки, предоставляемые автоконцернами на новые машины при сдаче старых автомобилей в утилизацию или по схеме trade-in. На нее с начала года уже выделено 15 млрд руб. Дополнительных 5 млрд руб. должно хватить до конца года, говорил Мантуров: процентные ставки снижаются – это должно поддержать спрос. По его прогнозам, постепенное восстановление рынка может начаться уже в 2015 г.

Постановления правительства пока нет – ожидается, что документ будет подписан в августе, говорил несколько дней назад человек, близкий к Минпромторгу. По состоянию на вечер 10 августа документ все еще не был опубликован на сайте правительства. Представитель Минпромторга вчера на вопросы «Ведомостей» не ответил. Автоконцерны, не дожидаясь помощи государства, начали продлевать собственные программы утилизации или trade-in. За свой счет программы утилизации продлили «АвтоВАЗ», Nissan, Hyundai и Toyota.

Запущенных мер поддержки отрасли уже недостаточно, чтобы остановить падение, считает Луковецкая. Рынок ждет новых мер стимулирования – например, расширения действия программы льготного автокредитования на автомобили дороже миллиона рублей, считает она.