МУПы и ГУПы не смогут работать с мусором в регионах

Ключевых игроков рынка захоронения отходов вытесняют с него
По оценкам Greenpeace, в России ежегодно появляется до 50–70 млн т твердых бытовых отходов/ pixabay.com

Унитарные предприятия не смогут претендовать на статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, говорится в проекте постановления правительства о порядке отбора операторов (опубликован на сайте Минстроя).

Оператор – это провайдер между предприятием, которое занимается утилизацией, и источниками отходов, объясняет чиновник Минприроды, он же получит экологические сборы, которые в будущем будут платить производители и импортеры (сейчас обсуждается мораторий на их введение). Каждый регион создаст свою программу по отходам, задача оператора – перераспределять платежи за утилизацию, направляя их в компании, занимающиеся сбором и переработкой отходов. Оператор может и сам создавать инфраструктуру и заниматься утилизацией, замечает председатель технического комитета «Упаковка» Росстандарта Петр Бобровский. Отказ от использования МУПов и ГУПов – это разрушение монополии местных властей на рынке мусора, считает он. МУПы и ГУПы на конкурсах – «главный коррупциогенный фактор», говорит гендиректор УК «Экосистема» Андрей Якимчук.

По оценкам Greenpeace, в России ежегодно появляется до 50–70 млн т твердых бытовых отходов. Якимчук оценивает текущие и будущие платежи за утилизацию мусора в 0,5–1 млрд руб. в зависимости от региона, а экологические сборы – до $50 млрд в год по всей стране. Рынок нелегального мусора – до 300 млрд руб. в год и «в основном это серый рынок с незаконными свалками, которые зачастую контролируют представители криминала при попустительстве местных властей», рассуждает член РСПП.

В Минстрое вчера не смогли объяснить, почему МУПы и ГУПы не могут взять на себя роль региональных операторов. Они должны участвовать в региональных конкурсах, так как могут быть эффективными управленцами системы и обеспечат большую конкуренцию, считает замдиректора департамента Минприроды Николай Нефедьев, в некоторых регионах альтернативы им нет.

Идет спор между Минстроем и Минприроды, как отбирать операторов и как они будут зарабатывать, говорят федеральный чиновник и член одного из комитетов РСПП. «Вопрос в том, кто лоббировал закон и кто мечтает контролировать денежные потоки», – замечает еще один сотрудник аппарата РСПП. Идею федерального оператора отходов лоббировал гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. Представитель «РТ-инвеста» отмечает, что решение участвовать в конкурсах на региональное операторство будет зависеть от принятия подзаконных актов.

Поправки в закон об отходах и все постановления активно отстаивал бизнес, который хочет избежать изматывающей конкурентной борьбы с аффилированными с властями структурами, размышляет сотрудник Greenpeace Александр Цыганков. Вторая возможная причина – это желание исключить неэффективные МУПы и ГУПы из списка потенциальных претендентов на роль региональных операторов, говорит он.