Русская земля – для россиян

Необходимость нового устрожения законодательства Минсельхоз обосновывает заботой о земельном фонде/ Е. Разумный/ Ведомости

Министерство сельского хозяйства считает необходимым ограничить использование сельхозземель иностранцами, следует из опубликованного на сайте regulation.gov.ru уведомления о разработке поправок в закон об обороте земель. Документ создан как часть Основ госполитики использования земельного фонда на 2013–2020 гг., объяснили «Ведомостям» в Минсельхозе.

Закон и сейчас запрещает иностранцам напрямую владеть землей в России. Поправки Минсельхоза расширяют и упорядочивают предоставление и использование сельскохозяйственных земель юридическими лицами, доля в уставном капитале которых более чем на 50% принадлежит иностранцам, а также тем, чьи бенефициары – иностранцы. Помимо непосредственного запрета на владение Минсельхоз предлагает обязать землевладельцев раскрывать бенефициаров при подаче в Росреестр документов на регистрацию сделок с землей. Также ведомство считает необходимым изменить минимальный и максимальный сроки аренды для таких арендаторов (3 и 10 лет соответственно, сейчас – 3 и 49 лет). Наконец, разработчики законопроекта предлагают ограничить долю земель внутри одного муниципального округа, находящуюся во владении одного иностранного лица, 5% и установить требования к арендаторам (какие именно, представитель Минсельхоза не сказал).

На вопрос, будут ли отчуждаться земли, уже находящиеся в собственности у компаний с иностранными бенефициарами, представитель Минсельхоза не ответил, но напомнил, что по действующему законодательству, если у такого юридического лица оказался участок, оно должно самостоятельно произвести его отчуждение – в противном случае участок будет продан с публичных торгов.

Необходимость нового устрожения законодательства Минсельхоз обосновывает заботой о земельном фонде: он ссылается на июльские данные Росреестра, согласно которым в собственности и аренде у иностранцев находится 12 млн га российских сельхозземель. Они используются варварским способом, сетует Минсельхоз, особенно гражданами КНР: захламляются отходами производства, плодородный слой перемешивается с полиэтиленовой пленкой, применяются пестициды, не имеющие государственной регистрации.

По подсчетам Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), из 113 млн га пашни (данные Минсельхоза) всего около 2,7 млн га контролируют компании, конечные бенефициары которых – иностранцы.

Сложно выявить реальных владельцев земли, указывал гендиректор «Русагро» Максим Басов год назад в интервью «Ведомостям» – и приводил пример, как китайцы на Дальнем Востоке владеют землями через номинальных российских партнеров. Долю сельхозземель в этом регионе, занятых китайцами, он оценивал в 20%.

Топ-менеджер агрохолдинга, также работающего на Дальнем Востоке, согласен с Минсельхозом: китайцы и корейцы иногда ведут хозяйство безответственно в отношении качества земель.

Привлечение китайцев из Zoje Resources Investment в качестве инвесторов властями Забайкальского края даже вызвало скандал в июле 2015 г.: после того как стало известно об аренде 150 000 га земли в Забайкалье, губернатору края Константину Ильковскому пришлось заявить, что власти обеспечат жесточайший контроль за технологией возделывания.

Среди крупных владельцев сельхозземель в России немало иностранцев: например, до 2015 г. первую строчку в списке, составленном аудиторско-консалтинговой компанией BEFL, занимал казахстанский холдинг «Иволга» – 550 000 га в Курской, Оренбургской, Челябинской областях.

146 000 га принадлежит «Агрокультуре», акции которой только в 2014 г. были скуплены российскими бизнесменами, до этого она считалась шведской компанией.

136 000 га находятся в управлении «Русмолко» (сингапурская Olam International), 121 000 га – у «Рав агро-про» (чешский PPF), 120 000 га – у российского подразделения французской Sucden. (Все данные – из списка BEFL, см. также график.)

Инициатива Минсельхоза вызывает сомнения как с точки зрения реализуемости, так и необходимости, полагает гендиректор ИКАР Дмитрий Рылько. Опрошенные «Ведомостями» компании, управляющие российскими землями и имеющие иностранных бенефициаров, от комментариев отказались: не стали отвечать на вопросы ни гендиректор Black Earth Farming (шведская компания, владеющая крупным агрохолдингом в России, 232 000 га) Ричард Ворбертон, ни представитель Olam.

В мае Минсельхоз направил в правительство другой документ об обороте сельхозземель – предложения по вовлечению их в оборот. Там говорилось о безвозмездной передаче государственной и муниципальной земли на срок до пяти лет гражданам и юридическим лицам, инвестирующим в агропромышленный комплекс, и о компенсации им части затрат на рекультивацию неиспользуемых земель. Законопроект с этими предложениями прорабатывается в Минсельхозе, сообщил его представитель.