У «Траста» ноты не держатся

Некоторые держатели получили от «Траста» уведомления о расторжении брокерских (или агентских) договоров/ Д. Абрамов/ Ведомости

Несколько лет назад банк «Траст» предложил клиентам переложить средства из вкладов в ценные бумаги банка – кредитные ноты, 2000 человек согласились, инвестиции составили 20 млрд руб. В декабре «Траст» был санирован «Открытием», после чего списал часть выпусков нот, а часть – отказался выкупать. Держатели нот подали в суд.

Некоторые держатели получили от «Траста» уведомления о расторжении брокерских (или агентских) договоров, рассказали «Ведомостям» два человека, близких к клиентам банка. «Расторжение агентского договора допускается его условиями и связано с тем, что «Траст» прекращает оказывать брокерские услуги физическим лицам», – объяснил представитель «Траста»: в группе «Открытие» их оказывает «Открытие брокер».

Брокерский договор заключался на год и автоматически продлевался, рассказывает Радик Лотфуллин из юридической компании «Некторов, Савельев и партнеры» (он представляет интересы некоторых держателей нот): клиенты платили вознаграждение за куплю-продажу кредитных нот, а также раз в квартал – незначительную комиссию за депозитарные услуги. Обслуживание агентского договора было бесплатным, оно давало право на льготный тариф депозитарной комиссии, подтверждает представитель «Траста», а после отмены договора оплата депозитарной комиссии будет по обычному тарифу.

«Мы рассматриваем расторжение агентских договоров как явную агрессию банка и создание дополнительных трудностей держателям нот. Такие действия не выглядят добросовестными», – считает представитель инициативной группы держателей кредитных нот «Траста» Александр Очков.

Причины расторжения неясны, возможно, затем, чтобы клиент самостоятельно платил комиссию депозитарию «Траста», говорит партнер Tertychny Law Иван Тертычный. По словам представителя «Траста», держатели нот могут выбрать любой депозитарий, в том числе депозитарий «Траста». Если клиент захочет поменять депозитарий, рассуждает Тертычный, он должен будет просить новый депозитарий признать себя квалифицированным инвестором – а такое признание позволит «Трасту» поспорить с аргументом защиты вкладчиков в суде, что банк незаконно признал вкладчиков квалифицированными инвесторами и не имел права предлагать им такой инструмент, как ноты.

Действия «Траста» – это не попытка воспрепятствовать возврату денег вкладчика из кредитных нот, скорее это желание нового собственника прекратить любые отношения, связанные с кредитными нотами, заключает Лотфуллин.