Статья опубликована в № 3928 от 30.09.2015 под заголовком: Пенсии без будущего

Пенсии без будущего

Правительство продлило мораторий на пополнение пенсионных накоплений. В 2016 г. взносы снова пойдут на выплату текущих пенсий: будущие пенсии приносятся в жертву
  • Ольга Кувшинова,
  • Маргарита Папченкова,
  • Филипп Стеркин
  • / Ведомости

Правительство продлило мораторий на накопительные пенсионные взносы на 2016 г., сообщили «Ведомостям» четыре федеральных чиновника. В понедельник премьер Дмитрий Медведев сообщил о решении главам думских комитетов от «Единой России», уточнил один из собеседников «Ведомостей».

Участник встречи с Медведевым сказал, что премьер не докладывал о замораживании взносов. Пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова сказала лишь, что «обсуждаются различные варианты, решение будет закреплено в проекте бюджета, который 8 октября вносится в правительство». С президентом замораживание пока не обсуждалось, заявил его пресс-секретарь Дмитрий Песков.

Замораживание накопительных взносов, по расчетам Минфина, в 2016 г. даст бюджету 344 млрд руб. (в 2017 г. – 412 млрд, в 2018 г. – 471 млрд) за счет сокращения трансферта Пенсионному фонду (ПФР).

Мораторий традиционно касается одного года. Это не отмена накопительной пенсии, убеждает один из собеседников «Ведомостей». Новое замораживание стало бы «не очень хорошим решением», говорила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина: «Это будет означать, что мы ради решения краткосрочных проблем, затыкания дыр жертвуем долгосрочной перспективой, потому что накопительная часть пенсии создает долгосрочную устойчивость всей пенсионной системы».

Дыру, которую надо заткнуть, Минфин оценивает в 576 млрд руб. – на столько, по его расчетам, необходимо сократить расходы (либо найти дополнительные доходы) в бюджете-2016, чтобы уложиться в дефицит в 3% ВВП. Иначе в 2017–2018 гг. предстоят резкий секвестр и исчерпание резервов. Но большинство предложений Минфина не нашло поддержки.

Правительство отказалось повышать НДПИ и пока не решилось на понижение индексации пенсий до 4%, под вопросом и решение не платить пенсию работающим пенсионерам с доходом от 1 млн руб. в год. Сэкономить на гособоронзаказе получилось несколько десятков миллиардов вместо 223 млрд руб. Повышение пенсионного возраста, к которому министр финансов Антон Силуанов призвал в Госдуме, у президента даже не обсуждалось.

В понедельник кабинет министров изыскал порядка 360 млрд руб. доходов за счет дополнительных изъятий у нефтяников (200 млрд), газовиков (100 млрд), «Норникеля» (12 млрд) и ЦБ (50 млрд).

Двойной удар

На что пойдут сэкономленные за счет накопительных взносов деньги, собеседники «Ведомостей» не уточнили. Решится в ближайшее время, говорит один чиновник. Потратят, считает другой. Но только не на индексацию и не на социальные расходы, уверяют еще двое.

«Эти 300 млрд руб. – одноразовые», – раскритиковал вчера бывший министр финансов Алексей Кудрин продление моратория, назвав его «почти предрешенным». Почти 50% из 1,7 трлн руб. средств НПФ вложено в корпоративные облигации и акции (по данным ЦБ на 1 августа), мораторий ухудшит ситуацию с фондированием компаний. В этом году в экономику направлено почти 200 млрд руб. накоплений, замораживание не позволит продолжить эти инвестиции, пишет премьеру Национальная ассоциация пенсионных фондов (НАПФ) с просьбой не продлевать мораторий: «Это очевидный вред для государства и граждан».

Удар по экономике будет двойным, если сэкономленное на моратории направить на расходы, а не на сокращение дефицита бюджета, говорил федеральный чиновник: бюджет для финансирования дефицита планирует резко увеличить объем заимствований (с 30 млрд руб. нетто-займов в 2015 г. до 500 млрд в 2016 г.), а государство как заемщик для банков привлекательнее, чем частный сектор. При этом и доходы населения продолжат падать – скорее всего возможности индексировать пенсии на уровень инфляции у бюджета не будет в ближайшие три года, считает Кудрин: «Мы попали в цугцванг, когда каждый шаг ухудшает ситуацию». Ее могли бы поправить социальная реформа – переход на адресную соцподдержку – и повышение пенсионного возраста, полагает Кудрин. Нерешительность правительства, которое до сих пор не определилось с пенсионной и налоговой системами, сама по себе тормозит экономическое развитие страны, сказал Кудрин.

Затыкание дыр

Впервые накопительные пенсионные взносы были заморожены в 2014 г. – они пошли на выплаты текущих пенсий, сэкономив бюджету часть трансферта ПФР. Экономия отправилась в бюджетный антикризисный резерв, предназначавшийся для поддержки экономики и рынка труда. Антикризисных мер в 2014 г. не понадобилось – резерв был потрачен на поддержку Крыма. Мораторий на накопления 2014 г. правительство объявляло разовой мерой – на год, необходимый для реорганизации негосударственных пенсионных фондов. Однако затем мораторий был продлен еще на 2015 г. На фоне возобновившихся споров о судьбе накопительных взносов, в том числе с участием мегарегулятора, отстаивавшего их необходимость, Медведев объявил весной 2015 г., что ликвидации накопительной части пенсии не будет: «Такое решение поддерживается и большинством экспертов, и, самое главное, гражданами нашей страны». Оно, впрочем, не означает, что мораторий не продлится, заявляла тогда социальный вице-премьер Ольга Голодец, последовательно отстаивающая идею ликвидации накоплений в системе обязательного пенсионного страхования. Ликвидацию объявлять не обязательно, можно просто ежегодно продлевать мораторий, рассуждал высокопоставленный чиновник.

В мае снова начала дешеветь нефть, доля которой в доходах бюджета уже достигла постсоветского максимума, превысив половину, прогнозы ее цены ухудшились. В проекте бюджета на 2016 г., который и так пришлось пересматривать, в 1,5 раза возрос дефицит, а уже по итогам 2017 г., по расчетам Минфина, не оставалось резервного фонда. К сентябрю на замораживание пенсионных накоплений были готовы уже все, кроме Минэкономразвития, рассказывали несколько чиновников после совещания с президентом на прошлой неделе. Его участники обсуждали разные варианты использования очередного изъятия накопительных взносов. Социальный блок продолжал настаивать, чтобы они шли на индексацию пенсий по фактическому уровню инфляции 2015 г. (ориентировочно 12,2%). Минфин соглашался на замораживание при условии, что сэкономленное пойдет на сокращение дефицита бюджета.

В 2015 г. трансферт пенсионной системе из федерального бюджета составит около 2 трлн руб., или порядка 30% расходов на выплату пенсий. При этом уже дважды требовалось его увеличивать: в начале года потребовалось дополнительно 285 млрд руб. на индексацию пенсий по инфляции, из-за валютного кризиса оказавшейся выше, чем предполагалось, и на компенсацию недополученных страховых взносов из-за снижения роста фонда оплаты труда. К осени потребовалось еще 124 млрд руб. из-за недобора страховых взносов.

В подготовке статьи участвовали Алексей Никольский и Ольга Чуракова

AnMihMi
12:20 30.09.2015
Итак как можно было бы грамотно поступать? (даже используя накопления на нужды бюджета ,аналогично тому как предлагается сегодня) . 1-й, открытый (и честный) способ: во-первых, просто явно выпустить бюджетные Долговые обязательства на сумму нехватки покрытия дефицита. Во-вторых в той или иной форме обязать все пенсионные фонды (НПФ и ВЭБ) приобретать их. Без всякой явной заморозки накоплений. Долговые обязательства вполне могут быть нерыночными. Это обычная практика зарубежом Назовём эту схему "Финансирование бюджетного дефицита за счет накопительных пенсионных фондов" =ФБД-НПФ . 2-й способ. Практически столь же корректный, но немного ближе к сегодняшней практике. Заморозив прямое перечисление денег на пенсионные счета (в пенсионные фонды), но при этом вместо денег прямо передавать ПФ в собственность вышеназванные специальные долговые обязательства. Как раз в размере "замороженных" денежных средств. Здесь и волки будут сыты (бюджет получит средства накоплений) и овцы будут целы (ПФ и пенсионеры получат реальные финансовые гарантии на свои пенсионные счета) Назовём это способ "Финансирование пенсионных накоплений за счет гос-долговых обязательств", =ФПН-ГДО ---- "Слабая сторона" обеих схем ФБД-НПФ И ФПН-ГДО -- "король признаётся голым" дополнительный, ныне скрытый дефицит приходится показывать. Это как-то неудобно -- признавать столь большой его размер, а? Второй неприятный аспект: по столь явному и открытому долгу придётся явно платить проценты, не то что сейчас. Хотя это и поможет пенсионерам, но открыто увеличит расходы бюджета. ... а ведь так хочется тайно и бесплатно попользоваться накоплениями (=пограбить будущих пенсионеров), чтобы эффектно и открыто ублажать пенсионеров сегодняшних... === Однако рано или поздно тайное станет явным! Потому сильная сторона этих предложений -- своевременное выявление будущих бюджетных проблем за счёт ликвидации скрытого дефицита и тайного присвоения накоплений. Нынешние сторонники ликвидации накопительной пенсии (Голодец и прочие) по сути пытаются за счёт будущих проблем (ведь не им их решать) заткнуть дыры в текущем бюджете. Т.е. неумело решить свои сегодняшние управленческие проблемы за счёт будущих поколений. Предлагаемая система выведет на открытый свет манипуляции такого рода
00
Комментировать