YotaPhone меняет гражданство

Первый российский смартфон YotaPhone стал китайским/ Д. Абрамов/ Ведомости

Гонконгский холдинг REX Global Entertainment Holdings Ltd (зарегистрирован на Бермудских островах) сообщил, что 8 октября заключил с Telconet Capital Limited Partnership Сергея Адоньева и Альберта Авдоляна соглашение о покупке 64,9% акций Yota Devices, российского разработчика смартфонов YotaPhone и других интернет-устройств. Это подтвердил гендиректор Yota Devices Владислав Мартынов. Сумма сделки с Telconet Capital составляет $100 млн, говорится в сообщении китайской компании. То есть вcя Yota Devices оценена в $154 млн.

Также REX Global заключил опционные соглашения (call и put) на выкуп оставшихся акций Yota Devices – 25,1% у Yota Holding (через него этим пакетом владеет «Ростех») и 10% – c компанией MTH, контролируемой менеджментом компании. Условия опционов китайский инвестор и российские совладельцы актива не раскрывают. Представитель «Ростеха» сообщил лишь, что это опцион по фиксированной цене и «Ростех» рассматривает его как защитный инструмент, обеспечивающий госкорпорации будущую доходность в условиях ограниченного участия в управлении.

REX Global инвестирует в индустрию развлечений (компания – совладелец девятипалубного круизного судна REX Fortune), недвижимость (девелопмент, торговля стройматериалами, услуги по ремонту), владеет 80% Zibo Liyuan Gamma Ray Technologies Co. Limited, предоставляющей услуги пастеризации продуктов питания и стерилизации медицинских изделий с помощью гамма-облучения. Также ему принадлежит 54% завода по переработке редкоземельных металлов в провинции Сычуань. Головной офис компании находится в Гонконге. По итогам 2015 финансового года, завершившегося 31 марта 2015 г., выручка REX Global по гонконгским стандартам финансовой отчетности составила $10,4 млн, чистый убыток – $8,8 млн, следует из ее отчетности. Капитализация компании, акции которой торгуются на Гонконгской фондовой бирже, – $248,7 млн.

Гендиректор Marsfield (управляет активами Telconet) Екатерина Лапшина говорит, что нынешние акционеры Yota Devices получат за актив в разы больше, чем инвестировали. Инвестиции в проект она не раскрывает. Лапшина также отметила, что смена инвестора проекта не повлияет на планы создания на базе YotaPhone защищенного смартфона для российских госструктур. По ее словам, большую долю в оценке компании гонконгским инвестором занимают ее патенты и наработки, а также сложившаяся команда, ориентированная на разработку мобильных устройств.

«Ростех» оставляет за собой блокпакет в компании и продолжит оказывать ей поддержку, цитирует ее пресс-служба гендиректора Сергея Чемезова. Госкорпорация также будет готова рассматривать пропорциональное участие в будущих допэмиссиях компании, добавляет представитель «Ростеха».

Инвестиции Yota Devices в создание глобального бизнеса и двух моделей смартфона YotaPhone составили около $50 млн, говорил год назад гендиректор и совладелец Yota Devices Владислав Мартынов. По его словам, это затраты не только на разработку обеих моделей смартфона, но и на создание центров разработки, обучение российских специалистов, организацию сети офисов продаж, а также инвестиции в защиту интеллектуальной собственности. По его словам, инвестиции были исключительно частными – «Ростех» не вкладывал денег в проект. Каков размер этих инвестиций на сегодняшний день – Мартынов не говорит.

Туманные продажи

Yota Devices не раскрывает данные о продажах YotaPhone. В декабре 2014 г. Мартынов рассказывал «Ведомостям», что только в первой партии YotaPhone второй модели будет 150 000 аппаратов. По оценке Муртазина, всего продано чуть более 50 000 YotaPhone первой и второй модели. С декабря 2013 г. «Скартел» (Yota) продал через свою розницу более 6000 YotaPhone, утверждает источник, близкий к компании.

Акционеры Telconet инвестировали в Yota Devices, еще когда проект находился на стадии стартапа и ни у кого не было уверенности, что он выстрелит, говорит Мартынов. В 2014 г. стало понятно, что бизнес встал на ноги, и компании стал нужен инвестор нового типа, который имел бы доступ к финансированию и располагал бы возможностями вывести бизнес Yota Devices на глобальный уровень, рассказывает он. Поиск такого инвестора длился около полутора лет и завершился подписанием соглашения с гонконгским холдингом REX Global. Во-первых, он имеет связи с рядом телекоммуникационных компаний и ритейлеров в странах Азии, где Yota Devices хотела бы расширить присутствие; во-вторых, новый акционер имеет широкий доступ к источникам финансирования и уже пообещал инвестировать $50 млн в развитие Yota Devices, объясняет Мартынов.

Смена крупнейшего совладельца не повлияет ни на производство смартфонов YotaPhone, ни на управление Yota Devices, утверждает Мартынов: все поставщики и производственные площадки останутся прежними, руководить Yota Devices продолжит он сам (и вдобавок войдет в органы управления REX Global), штаб-квартира компании останется в Москве.

$154 млн – достойная оценка Yota Devices, учитывая, что компания существует всего четыре года, обращает внимание Мартынов. Из финансовых показателей компания раскрывала до сих пор только выручку за 2014 г. – $30 млн. Но в этом году цифра может сильно измениться: продажи главного коммерческого устройства – YotaPhone 2 – стартовали только в декабре 2014 г., напоминает Мартынов, а на многие рынки этот смартфон вышел и вовсе только в феврале – марте 2015 г. По словам Мартынова, сейчас YotaPhone продается более чем в 20 странах мира.

Для акционеров Yota Devices сделка с гонконгским инвестором, безусловно, очень выгодна, уверен ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Но инвестиция в такой продукт, как YotaPhone, довольно рискованна: он уже не уникален – в Китае выпускаются аналогичные смартфоны с двумя дисплеями, которые стоят примерно вдвое дешевле, утверждает он.

Представители REX Global не ответили на вопросы «Ведомостей».