X5 нацелилась на рост и лидерство

Дискаунтеры «Пятерочка» обеспечили в этом году ритейлеру X5 основной рост выручки/ Е. Разумный/ Ведомости

О намерении X5 Retail Group (управляет магазинами «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») удвоить размеры бизнеса в течение ближайших 3–4 лет заявил на встрече с инвесторами главный исполнительный директор компании Стефан Дюшарм. Такая цель, по его словам, была утверждена этой осенью наблюдательным советом ритейлера.

Речь идет прежде всего об удвоении розничного товарооборота в течение 2016–2018 гг., уточнил представитель X5. Кроме того, один из ключевых показателей – доля компании на рынке, добавил он.

Рынок розницы сейчас переживает трансформацию: покупатели все активнее переходят из «традиционной» розницы (несетевые магазины) к крупным ритейлерам, кроме того, существенно изменилась экономическая ситуация, пояснил Дюшарм. X5 хочет воспользоваться этим и укрепить свои позиции, показывая рост быстрее среднего по рынку, добавил он. По итогам 2015 г. «традиционная» розница потеряет почти 2 процентных пункта рыночной доли в России: по прогнозу «Infoline-аналитики», она сократится до 28,8%, тогда как на конец 2014 г. на нее приходилось 30,5% рынка торговли продовольствием в стране. А топ-7 ритейлеров-лидеров, напротив, нарастят совокупную долю за это же время с 20,1 до 22,2%, согласно данным этого же исследовательского агентства.

Планы конкурентов

Похожие цели роста оборотов у другого крупного ритейлера – группы «Дикси» (номер четыре по выручке среди ритейлеров в России в 2014 г.). К 2017 г. группа надеется удвоить выручку за 2014 г., говорил в начале 2015 г. президент компании Илья Якубсон. В 2014 г. выручка «Дикси» составила 229 млрд руб. В прошлом году группа впервые обогнала по выручке Metro Group в России, по данным «Infoline-аналитики».

Сейчас X5 уступает по доле рынка и по показателям выручки краснодарскому «Магниту», который с начала 2013 г. стал безоговорочным лидером отрасли. По итогам 2014 г. доля «Магнита» на рынке торговли продовольствием в России составила 6,9%, доля самой X5 – 5,9%, сказано в годовом отчете последней.

Вскоре после того, как X5 стала номером два на российском розничном рынке, компания пересмотрела стратегию, запустила программу обновления всех своих форматов, начав с основного – дискаунтеров «Пятерочка».

Эти изменения уже дали плоды: темпы роста X5 начали ускоряться. В июле – сентябре 2015 г. ее выручка увеличилась на 28,3% год к году, за девять месяцев прирост составил 27,6% (годом ранее – 17,8%) – до 578,7 млрд руб. Основным драйвером роста стала сеть «Пятерочка». Выручка «Магнита» в III квартале этого года росла на 21,49%, за январь – сентябрь – на 26,99% до 688,6 млрд руб.

Если в ближайшие несколько лет X5 будет сохранять темпы роста, как в 2015 г., или их несколько повысит, то цели удвоить бизнес выглядят вполне реалистичными, считает Мария Колбина из «ВТБ капитала». Но для этого может потребоваться и немного больше времени, говорит она, замечая, что для среднесрочной перспективы 1–2 года не имеют принципиального значения. Старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева также считает планы ритейлера реалистичными, но предупреждает: это будет вызовом для компании.

Рынок не считает такой сценарий основным: согласно консенсус-прогнозу Bloomberg, выручка X5 по итогам 2015 г. может составить около 801,4 млрд руб., а в 2018 г. – 1,27 трлн руб., в 2019 г. – 1,32 трлн руб. При этом продолжит увеличиваться разрыв с главным конкурентом, «Магнитом»: если в 2015 г., по прогнозу, его продажи составят чуть более 1 трлн руб., то по итогам 2018 г. консенсус-прогноз Bloomberg предполагает рост выручки краснодарского ритейлера до 2,1 трлн руб.