Спортивные миллиарды

До сих пор в России не удавалось создать успешный эфирный спортивный канал/ Е. Разумный/ Ведомости

На базе нового канала «Газпром-медиа» создает спортивный субхолдинг «Матч ТВ», куда войдут спортивные платные каналы «НТВ-плюс» (спутниковый оператор также входит в этот холдинг). Со временем в субхолдинге могут появиться собственная радиостанция и печатные СМИ. По словам Чернышенко, сейчас в эфире «Авторадио» появились блоки с новостями спорта. Если эксперимент пройдет удачно, холдинг может запустить отдельную спортивную радиостанцию. О печатных СМИ гендиректор холдинга сказал лишь, что холдинг «рассматривает разные варианты». Прежде источники «Ведомостей» в холдинге и близкие к газете «Спорт-экспресс» сообщали, что «Газпром-медиа» может купить эту газету у Эдуарда Райкина.

«Матч ТВ» потратил 6,5 млрд руб. на права трансляции спортивных состязаний 2016 г., сообщил Дмитрий Чернышенко, гендиректор «Газпром-медиа» (новый канал входит в этот холдинг). Полную сумму бюджета канала в 2016 г. он назвать отказался. Источник «Ведомостей» в холдинге говорит, что общие затраты канала составляют около 10 млрд руб.

Общедоступный федеральный канал о спорте и здоровом образе жизни «Матч ТВ» начнет вещать 1 ноября. Для его запуска «Газпром-медиа» выкупила эфирную частоту у госхолдинга ВГТРК. Сейчас на этой частоте вещает канал «Россия 2». За частоту, часть спортивных прав, оборудование, несколько платных спортивных каналов, спортивные интернет-активы «Газпром-медиа» заплатила ВГТРК 9,3 млрд руб.

До сих пор в России не удавалось создать успешный эфирный спортивный канал. В 2003 г. ВГТРК запустила канал «Спорт». Но в конце 2009 г. он был перезапущен как канал «Россия 2» для «активной аудитории». Из-за жесткой конкуренции с платными спортивными каналами права на спортивные трансляции обходятся «Спорту» слишком дорого, объясняли тогда руководители ВГТРК. Спортивных состязаний, интересных достаточно большой телеаудитории, недостаточно, чтобы заполнить сетку федерального эфирного канала, указывали они. Вчера на Совете по спорту гендиректор ВГТРК Олег Добродеев повторил, что за исключением нескольких видов спорта трансляции состязаний мало интересны широкой аудитории. Вещанием спортивных состязаний в 2001–2009 гг. занимался «7ТВ», но потом отказался от такого контента.

Прежде Чернышенко рассказывал «Ведомостям», что новый спортивный канал должен стать операционно прибыльным через три года после запуска. Зарабатывать «Матч ТВ» будет прежде всего на рекламе. Рекламодателям будут продаваться контакты со зрителями 25–59 лет. По такой же аудитории продавал рекламу канал «Россия 2». Его финансовые результаты ВГТРК не раскрывал. Два последних года «Россию 2» смотрели 3–4% зрителей России 25–59 лет (данные TNS по городам с населением более 100 000 человек). Чернышенко рассчитывает, что «Матч ТВ» привлечет более массовую аудиторию, но конкретных цифр не раскрывает.

Для сравнения: расходы двух других федеральных каналов холдинга – НТВ и ТНТ – в 2014 г., по их собственным данным, составили 19 млрд и 10 млрд руб. Но бюджеты спортивных каналов, как правило, выше, чем общественно-политических и развлекательных, прежде всего из-за стоимости прав на трансляции состязаний. А у субхолдинга «Матч ТВ» объем спортивных трансляций больше даже, чем у иностранных конкурентов, сказал вчера Чернышенко: эфирный и платные каналы холдинга, по собственным данным, будут показывать 1747 часов спортивных состязаний в неделю, у британского Sky Sports это 543 часа, у NBC Sports – 64 часа и т. д.