Семейный траст для The Moscow Times

Кудрявцев перерегистрировал «Москоутаймс» на жену, чтобы выполнить новые требования законодательства, запрещающие иностранцам владеть более 20% российских СМИ/ А. Гордеев/ Ведомости

Учредителем ООО «Москоутаймс» с 3 ноября 2015 г. является Яна Мозель-Кудрявцева, следует из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). С февраля 2015 г. единственным учредителем был Демьян Кудрявцев – бывший руководитель ИД «Коммерсантъ» и основатель агентства «Ясно Communication».

Кудрявцев подтвердил «Ведомостям», что перерегистрация произошла и что Мозель-Кудрявцева – его жена. От других комментариев он отказался.

ООО «Москоутаймс» управляет газетой The Moscow Times и несколькими изданиями «Юнайтед пресс» (Men’s Health, National Geographic). Кудрявцев приобрел эти активы весной 2015 г. у финского издательского дома Sanoma. Кудрявцев также купил 33,3% деловой газеты «Ведомости» (не входит в ООО «Москоутаймс»). Сумма сделки не раскрывалась. Sanoma сообщала, что «чистое влияние сделки на собственные средства группы составит приблизительно 8 млн евро до корректировки пересчета валют».

Кудрявцев перерегистрировал «Москоутаймс» на жену, чтобы выполнить новые требования законодательства, запрещающие иностранцам владеть более 20% российских СМИ, рассказывает его знакомый. Поправки в закон о СМИ вступают в силу в феврале 2016 г. У Кудрявцева ранее было гражданство Израиля, он отказался от него, но не может доказать это регулятору – Роскомнадзору, объясняет собеседник «Ведомостей». По его словам, у Израиля, как и у многих других стран, нет формы подтверждения отказа от гражданства, а заявление об отказе, предоставленное в Роскомнадзор, ведомство не принимает.

Год на раздумья

В пятницу «Коммерсантъ» сообщил, что Кудрявцев договаривается о выкупе оставшихся долей в газете «Ведомости» у FT Group (издает газету Financial Times) и Dow Jones (издает газету The Wall Street Journal). Ранее об этом «Ведомостям» рассказывали несколько источников. У новых владельцев издания будет еще год (до февраля 2017 г.), чтобы привести структуру в соответствие с законодательством, говорит человек, близкий к участникам переговоров. С февраля 2016 г. ограничения законодательства начинают распространяться на иностранных акционеров российских СМИ; в 2017 г. закон начнет действовать и в отношении российских собственников СМИ, которые контролируют их через офшоры.

Это «Ведомостям» подтвердил сотрудник Роскомнадзора. По его словам, ведомство не считает документом заявление отказа от гражданства, так как оно «никем не заверено и не доказывает, что человек больше не гражданин другой страны». Перерегистрация на жену, если она гражданин только России, вопросов у Роскомнадзора не вызывает, говорит он. Официальный представитель Роскомнадзора отказался от комментариев.

Знакомый Кудрявцева считает, что в будущем владение компанией «Москоутаймс» может перейти к семейному трасту, где у Кудрявцева будет меньшая доля, – это позволит выполнить требования закона.

Владельцы российских СМИ по-разному адаптируются к новым правилам: одни ищут схемы обхода запретов, другие продают доли или вообще уходят с рынка. На прошлой неделе Федеральная антимонопольная служба одобрила продажу российского бизнеса Burda ее же бухгалтеру: он получит 90% российской Burda, немецкий издатель – 10%.

Похожую схему недавно использовали структуры Baring Vostok при покупке у MTG неэфирных каналов Viasat в России. Контрольный пакет российского бизнеса был продан специально созданной «Синерджи», 80% которой принадлежат президенту оператора наружной рекламы Gallery (в него ранее инвестировал Baring) Анатолию Карякину, остальное – у Baring Vostok.

Самая крупная компания, которой придется менять структуру, – холдинг CTC Media. В июле он получил предложение от ЮТВ Алишера Усманова и Ивана Таврина о покупке 75% его российского бизнеса. Издательский дом Axel Springer Russia (издает в России, в частности, журнал Forbes) купила компания Artcom Media Group Александра Федотова. Швейцарская Edipresse совсем ушла из России, продав 100% российской «дочки» ее гендиректору Максиму Зимину.