Google поспорит за место в смартфонах

Google нашел несколько причин не исполнять требования антимонопольной службы/ Е. Разумный/ Ведомости

Крупнейшая в мире интернет-компания Google планирует оспорить решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по жалобе «Яндекса», сообщила она в корпоративном блоге со ссылкой на своего старшего юриста Теро Луко.

Дело против Google ФАС возбудила в марте 2015 г. по жалобе «Яндекса». Тот заявил, что американский конкурент вынуждает производителей мобильных устройств, использующих операционную систему Google Android, отказываться от предустановки приложений, соперничающих с приложениями самого Google. Косвенно это подтверждалось тем, писал «Яндекс», что три производителя Android-фонов – Fly, Explay и Prestigio – практически одновременно отказались установить на свои устройства сервисы «Яндекса». В октябре 2015 г. ФАС вынесла решение – предписала Google устранить нарушение закона о защите конкуренции. Сделать это компания должна была до 18 ноября, но позднее по просьбе Google срок был продлен до 18 декабря.

ФАС пришла к выводу, что американская компания предоставляла производителям мобильных устройств возможность использовать ее онлайн-магазин приложений Google Play только на определенных условиях. В частности, Google требовал от производителей вместе с Google Play обязательно устанавливать и другие его сервисы и приложения – в частности, поиск (в качестве основного). Также они должны были размещать приложения Google на приоритетных местах экрана мобильного устройства и отказывать в установке приложений другим компаниям.

В своем блоге Google приводит несколько причин, по которым он не согласен с решением ФАС. В частности, он приводит примеры производителей мобильных устройств под управлением Android (ZTE, Xiaomi, Gionee), которые не предустанавливают приложения Google. Сам «Яндекс», утверждает Луко, «заключал соглашения с рядом производителей по предустановке своих приложений на устройства, на которых не было приложений Google».

Устройства, которые привел в пример Google, либо выпускаются уже с предустановленными сервисами Google (ZTE), либо ориентированы на Китай (Xiaomi, Gionee), большинство же производителей все-таки выпускают устройства с доступом к Google Play, отвечает на это представитель «Яндекса». Эти производители приняли ограничения, на которых настаивал Google, и не могут договариваться с другими компаниями ни о предустановке «поиска по умолчанию», ни о предустановке других сервисов на главных экранах смартфонов, ни о выпуске устройств без Google Play, а в некоторых случаях им полностью запрещено работать с конкурентами Google, говорится в ответе «Яндекса».

В Европу против Google

В апреле 2015 г. «Яндекс» подал заявление в Европейскую комиссию и обвинил Google в неконкурентном поведении на рынке мобильных устройств под управлением операционной системы Android. От исхода этого дела зависит выход российской компании на европейские рынки.

Чужие приложения можно скачивать, доказывает Google: средний пользователь Android-фона устанавливает на него несколько десятков приложений. «В мае мы официально объявили о более чем 50 млрд установок только за прошедший год. В России, по данным App Annie, приложения «Яндекса» на втором месте по количеству скачиваний в iOS AppStore и Play (в период с марта по июнь 2015 г.)», – говорится в блоге.

Но чаще люди пользуются уже предустановленными приложениями, настаивает представитель «Яндекса»: «Google замалчивает, что предустановка – самый главный и самый эффективный канал донесения мобильных сервисов до пользователя. Этот факт подтверждали и представители Google на заседаниях в ФАС».

«Мы уверены в своем решении и готовы бороться за него в суде», – сказал «Ведомостям» начальник управления ФАС Владимир Кудрявцев, который рассматривал это дело. Аргументы, которые приводит Google, по его мнению, не относятся к сути разбирательства, так как «есть принципиальная разница между каналом распространения приложения через предустановку и через самостоятельную установку». В данном же случае «компания, которая имеет на рынке доминирующий продукт, связывает этот продукт со своими же приложениями».

Довольно большая часть решений ФАС успешно оспаривается компаниями в суде, говорит руководитель группы антимонопольной практики Goltsblat BLP Виталий Дианов. «Но суд не обязательно услышит доводы Google об использовании «Яндексом» аналогичных практик с предустановленными программами на ряде смартфонов, учитывая незначительную долю «Яндекса» на этом рынке и рассмотрение в антимонопольном деле претензий именно к Google, но не к «Яндексу», – говорит Дианов.