Сбор против террора

Спикер Совфеда Валентина Матвиенко и спикер Госдумы Сергей Нарышкин/ ТАСС

Пятничное заседание двух палат парламента по вопросам борьбы с терроризмом было названо «совместным собранием членов Совета Федерации и депутатов Госдумы». По его итогам было принято заявление о поддержке «решительных мер, предпринимаемых президентом, включая военную операцию в Сирии, а также предложения о применении права на самооборону». Кроме того, парламентарии пообещали в ближайшее время ужесточить уголовную ответственность за терроризм и пособничество ему, принять меры профилактики против религиозного экстремизма и усовершенствовать миграционное законодательство.

В выступлениях участников звучали и другие инициативы, не вошедшие в текст заявления. Так, зампред Совфеда Ильяс Умаханов предложил создать для террористов специальный трибунал «по типу Нюрнбергского»: «Боевикам не может быть пощады, они понимают только язык силы и кровной мести, нужно, чтобы неотвратимость наказания удавкой висела над каждым». Лидер фракции «Единая Россия» Владимир Васильев посетовал, что из-за санкций «наш парламент исключен из взаимодействия» по антитеррористическим вопросам. Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов выступил за установление для террористов «в качестве меры исключения» смертной казни (в Кремле эту идею не поддержали – см. врез). А председатель комитета Совета Федерации по обороне Виктор Озеров предложил ввести ответственность за невыполнение решений антитеррористических комиссий в регионах и расширить возможности досудебного закрытия опасных интернет-сайтов. «Государство вправе ужесточать наказание за умышленное нарушение таких ценностей, как человеческая жизнь», – заявил сенатор.

В оценках состоявшегося мероприятия сами парламентарии единодушны. Это была манифестация, громкая публичная акция: две палаты выразили готовность бороться против терроризма, поясняет Сергей Обухов (КПРФ): «Парламент готов принять меры, чтобы граждане не боялись и поняли, что они под защитой». В советское время по таким значимым поводам собирали заседания ЦК КПСС и ВЛКСМ – а сейчас собрали две палаты и представителей общественных организаций, приводит аналогию коммунист. Была продемонстрирована консолидация политических сил, общественных движений, гражданского общества и традиционных конфессий – все выразили негативное отношение к радикализму и террору, говорит Ярослав Нилов (ЛДПР): «Это заседание – сигнал и ориентир для других парламентов и государств, чтобы они обратили внимание на необходимость консолидации сил, потому что от терроризма никто не застрахован». Кроме того, это и сигнал россиянам: люди должны быть более внимательны и бдительны, без помощи граждан бороться с терроризмом невозможно, резюмирует Нилов.

Кремль против

Предложение о возвращении смертной казни «преждевременно и нецелесообразно», считает глава администрации президента Сергей Иванов. «Иногда приходится исходить не из эмоций, а из здравого смысла и международных обязательств России», – цитирует его «Интерфакс».

Эксперты в успехе собрания сомневаются. Сложилось ощущение, что это был фальстарт: созвать две палаты, чтобы они хором продемонстрировали восторг, как-то странно – они демонстрируют его регулярно, недоумевает политолог Дмитрий Орешкин: «Идея была другая, но в последний момент решили не дразнить гусей. Должна была прозвучать формула, что обе палаты призывают всеми способами бороться с терроризмом и дают карт-бланш президенту. Прямо этого не прозвучало, но, если нужно будет, так и проинтерпретируют». Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков счел необходимым подчеркнуть, что наземной операции не планируется, – значит, за кулисами обсуждался и такой вариант, но с ним решили подождать и не нагнетать, предполагает эксперт: «Но если надо, пропагандисты скажут, что по духу эти выступления призывали бороться с терроризмом всеми способами». Собрание выглядело как позиционирование палат и попытка поиграть на повышение их статуса, считает политолог Михаил Виноградов: «Они ищут себе место, но попытка не очень удачная – по содержанию все было бледно и даже пересказать нечего. Это скорее внутренняя история и желание проявить активность перед выборами».