«Высокая маржа – миф»


Говоря медицинской терминологией, мне кажется, самое опасное для больного – это когда неправильно поставлен диагноз. Ему говорят, что у него легкая простуда, а у него инфаркт. Тогда очень недалеко до того момента, когда уже ничего ему не поможет. С этой точки зрения миф о высокой марже или прибыли в строительном бизнесе в целом или в частности в девелоперском мешает поставить правильный диагноз. Министр Михаил Мень правильно сказал: если в прошлом году было привлечено ипотечных 1,7 трлн руб. на приобретение жилья, то теперь будет 1 трлн.

В целом кризис сильно изменил покупательную способность населения – она сократилась приблизительно вдвое. При этом желающих купить жилье как было 40% населения, так и остается. Вот исходя из этого давайте будем строить наши предпочтения, и прогнозы, и просьбы.

Андрей Назаров

Окончил Казахскую государственную академию управления по специальности «экономист». В 1999–2003 гг. – депутат Сибайского городского совета. В 2003–2007 гг. – депутат Государственного собрания Республики Башкортостан. В 2004–2007 гг. – председатель совета Ассоциации организаций предпринимательства (Башкортостан). В 2005–2007 гг. – руководитель Центра стратегических разработок при президенте Республики Башкортостан. В 2007–2011 гг. – депутат Госдумы РФ. В 2011–2014 гг. – советник президента Республики Башкортостан. Сопредседатель общественной организации «Деловая Россия».

Отрасль нужно поддерживать. В первую очередь, конечно, нужно поддерживать спрос – посредством льготной ипотеки. От этого напрямую выигрывает население. Нужно существенно снизить стоимость ипотеки. В 2 раза – это как раз та цифра, которая сегодня соответствовала бы ситуации в экономике и покупательной способности. Еще недавно государство бесплатно раздавало жилье гражданам. А сегодня, получается, граждане хотят взять деньги в долг, под проценты, но такой возможности нет. Так давайте государство не будет с себя сбрасывать все обязательства, давайте будем поддерживать экономику. Потому что строительная отрасль – это как раз та сфера, которая даст в целом экономике рост. Есть масса программ, которые приносят меньшую эффективность, чем те деньги, которые будут направлены сюда.

Второе. Конечно, нужно работать с себестоимостью. Если бы стоило жилье дешевле, покупательная способность населения была бы выше. А что это значит? Это налоговая политика. Она, возможно, не такая сегодня тяжелая, но над чем поработать – есть. Социальная нагрузка? Я не согласен, что она сегодня очень комфортная и давайте еще чем-нибудь нагрузим. Некуда добавлять. Уже под завязку.

Третье. Все подключения и другие бюрократические административные процедуры. Мы два года назад утвердили дорожную карту, но сейчас-то кризис! Тогда у нас все было хорошо. Разве те планы соответствуют сегодняшнему положению вещей? Давайте уже антикризисную дорожную карту хотя бы на год сделаем нормальную и поработаем по ней. Потому что при такой ситуации через пару лет будет провал по предложению на рынке жилья. Никто не самоубийца, чтобы в прежних планах работать. Я думаю, что диагноз такой: мы находимся при смерти и у нас есть шансы что-то с этим делать.

ГК «Гранель»

Основана в 1992 г., специализируется на строительстве жилой и коммерческой недвижимости в нескольких регионах РФ. Портфель проектов насчитывает 3,5 млн кв. м. Построила около 3 млн кв. м жилой недвижимости (более 75 000 квартир).

[Губернатор Московской области] Андрей Юрьевич Воробьев предложил реформировать 214-й закон. Он прав. Но дело в том, что, когда благими намерениями начинаем путь, это плохо заканчивается. И государство обычно душит в своих объятиях собственных подданных. И здесь шансы очень велики, потому что граждане наконец-то научились участвовать своими деньгами в экономике страны. Можно вложить свои деньги в новостройку, вместо того чтобы нести их в банк под низкий процент и потом ждать объявление в газете «Ведомости», когда этот банк лопнет. В данном случае понятно, что скорее всего по 214-ФЗ он рано или поздно что-то получит – и больше, чем в банке. А сейчас есть шанс, что такое право у гражданина отберем.

Необходима этапность. Не как со страховыми компаниями получилось. Жили бедно, потом нас обокрали, так было хотя бы несколько сотен страховых компаний, теперь 20. Из 20 почти ни одна не работает. В итоге кто выиграл? Граждане? Вряд ли. Застройщики? Хорошо. Заплатили одним страховым компаниям, а теперь их в этом списке нет. Кто вернет деньги? Значит, теперь платим по новой. Это куда войдет? В квадратный метр. Квадратный метр купят наши граждане. Правильно?

Текущий кризис не первый в нашей стране, участники рынка хорошо помнят тяжелые времена 2008 г. С того времени рынок жилой недвижимости сильно изменился: застройщики научились выживать в непростых условиях и грамотно планировать финансовые процессы, появились новые игроки, некоторые компании обанкротились. В трудные времена тяжело слабым, сильные компании и настоящих лидеров кризис только закаляет. Он дает хорошие возможности для дальнейшего роста и развития, совершенствования бизнес-процессов. В этот кризис большинство девелоперов вошло с небольшой кредитной нагрузкой. А девальвация рубля в определенной степени даже сыграла положительную роль, простимулировав импортозамещение. Нам есть над чем поработать. Но давайте работать сообща.

Автор - председатель совета директоров ГК «Гранель»