Статья опубликована в № 3972 от 02.12.2015 под заголовком: Поиск «Яндекса» не равен торговле

«Яндекс.Маркет» впервые раскрыл оборот

Компания претендует на статус лидера российской онлайн-торговли, но ее доля меньше, чем в поиске

  • Наталья Ищенко,
  • Ирина Скрынник

Агрегатор «Яндекс.Маркет» впервые раскрыл оборот. Стоимость товаров, проданных на его площадке, за январь – октябрь 2015 г. выросла на 23,6% и составила 72,5 млрд руб., рассказал «Ведомостям» руководитель «Яндекс.Маркета» Павел Алешин. Правда, это расчетные данные – цены товаров, по которым пользователи переходили на сайт магазина, суммировались и умножались на среднюю конверсию «Яндекс.Маркета», отметил Алешин.

Тем не менее это не мешает «Яндекс.Маркету» считать себя лидером российской онлайн-торговли, полагает Алешин. Например, Aliexpress считается крупнейшим игроком в трансграничной онлайн-торговле, хотя он также является агрегатором для многочисленных продавцов, рассуждает Алешин.

Среди российских продавцов товаров в интернете, по оценкам Data Insight за первое полугодие 2015 г., крупнейшим был магазин автозапчастей и автоэлектроники Exist.ru c оборотом около 35,7 млрд руб. У «Яндекс.Маркета» почти 40% оборота приходится на бытовую технику и около 20% – на электронику, следует из материалов компании.

У «Техносилы» доля оборота, генерируемая через переходы с «Яндекс.Маркета», в зависимости от сезона может быть выше – около 12–15%, говорит гендиректор «Техносилы» Илья Тимченко.

Но если говорить о других торговых онлайн-площадках, как Amazon или Aliexpress, то их валовой оборот «материально подтвержденный»: система отслеживает поступление денег от покупателя продавцу, отмечает Тимченко. А большую часть продаж, которые обеспечивает «Яндекс.Маркет», некорректно считать как валовой оборот площадки, добавляет партнер Data Insight Борис Овчинников. В большинстве случаев заказ делается не прямо на «Яндекс.Маркете», а на сайте интернет-магазина, поясняет он. При этом «Яндекс.Маркет» может даже и не знать, что та или иная покупка была совершена после перехода с него: площадка не может это в полной мере отследить, продолжает эксперт. К тому же большинство магазинов работают с «Яндекс.Маркетом» по модели CPC, т. е. платят только за переходы на сайт ритейлера.

С конца 2013 г. «Яндекс.Маркет» начал переходить на другую модель – CPA, при которой агрегатор берет с магазина фиксированную комиссию за покупку. Тогда около 4% переходов с «Яндекс.Маркета» на сайты интернет-магазинов заканчивались реальной покупкой. Сейчас, по словам Алешина, по такой модели работает более 1000 онлайн-ритейлеров из 18 000, подключенных к площадке «Яндекса».

По данным опроса, проведенного Data Insight в конце 2014 г. (было опрошено 4000 человек по всей России), только 7% онлайн-покупателей указали «Яндекс.Маркет» как способ выбора места покупки для своего последнего интернет-заказа. Это соответствует примерно 10–20 млн заказов в год. При этом средний чек для заказов, сгенерированных через «Яндекс.Маркет», существенно выше, чем в целом в интернет-торговле: на конец 2014 г. – около 9000 руб. против 3300 руб., отмечает Овчинников. Для сравнения он приводит данные по площадкам Alibaba Group, прежде всего Aliexpress, на которых россияне в 2014 г. сделали 28 млн заказов при среднем чеке менее 1500 руб., добавляет эксперт. По объему сгенерированных для ритейлеров онлайн-продаж «Яндекс.Маркет» действительно крупнейшая площадка рунета, соглашается Овчинников. Aliexpress превосходит по количеству заказов, особенно с учетом более высоких темпов роста в 2015 г., но сильно – более чем в 6 раз – проигрывает по средней стоимости заказа.

При этом даже если исключить трансграничные заказы и те категории, для покупок которых «Яндекс.Маркет» используется пока мало (например, одежда), и посмотреть на электронику или детские товары, то все равно, отмечает Овчинников, главным каналом выбора места для покупки окажутся не торговые площадки и не сервисы сравнения товаров и цен, а «большой» поиск «Яндекса» и Google. По данным на ноябрь, на «Яндекс» приходится 57,5% поисковых запросов в рунете, на Google – 34,9%.

Rambler & Co не раскрывает оборот своей торговой онлайн-площадки Price.ru, сказала представитель компании Софья Иванова. По ее словам, Price.ru – это «второй игрок» после «Яндекс.Маркета».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать