«Мать и дитя» закупается в Сибири

Председатель совета директоров ГК «Мать и дитя» Марк Курцер/ С. Портер/ Ведомости

Группа компаний «Мать и дитя», владеющая сетью одноименных клиник, сообщила о договоренности приобрести 100% сети центров репродуктивной медицины ARTMedGroup. Сумма сделки составит 485 млн руб., «Мать и дитя» надеется закрыть ее в январе 2016 г. после получения разрешения от Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Гендиректор ARTMedGroup Анатолий Светлаков подтвердил факт и сумму сделки.

ARTMedGroup входит в пятерку лидеров в России по количеству производимых ЭКО (экстракорпоральное, или искусственное, оплодотворение), говорится в сообщении «Мать и дитя». В сети четыре центра, все они войдут в сделку: в Красноярске, Омске, Новосибирске и Барнауле.

Светлаков – единственный владелец входящих в ARTMedGroup четырех ООО, следует из данных «СПАРК-Интерфакса». Суммарная выручка этих четырех фирм в 2014 г. – около 412 млн руб., прибыльными были только клиники в Красноярске (46 млн руб.) и Омске (3,3 млн руб.). Светлаков решил продать этот бизнес группе Курцера, так как «выживать тяжело, а «Мать и дитя» – крупная компания», пояснил он «Ведомостям». «У нас начато новое строительство, но средств не хватает», – констатировал бизнесмен. Полученные средства пойдут на развитие других проектов с «Мать и дитя» в Сибири, заявил он, не раскрывая подробностей. По словам представителя «Мать и дитя», компания не готова комментировать продолжение сотрудничества с ARTMedGroup, поскольку сделка еще не закрыта.

Непрофильный рост

4,5 миллиарда рублей составила выручка ГК «Мать и дитя» по МСФО в первом полугодии 2015 г. (+35,6% год к году, прибыль – 768,2 млн руб. (+17%). Главным стимулом роста для компании были «непрофильные услуги»: хирургические операции общей практики, лабораторные анализы, диагностические исследования. Сеть «Мать и дитя» объединяет 23 медучреждения, в том числе четыре стационара и 19 амбулаторных клиник

Купив ARTMedGroup, «Мать и дитя» выйдет сразу в несколько новых для нее регионов с привлекательными демографическими показателями, приводятся в сообщении слова председателя совета директоров «Мать и дитя» Марка Курцера. В 2014 г. в Сибирском федеральном округе коэффициент рождаемости на 1000 человек составил 14,7, это выше показателей в среднем по России и в Москве – 13,3 и 11,4 соответственно (данные «Мать и дитя»).

Это уже вторая сделка «Мать и дитя» за последнее время: 1 декабря 2015 г. группа сообщила о покупке за 282 млн руб. клиники Medica в Новокузнецке. Кроме того, в 2014 г. «Мать и дитя» купила новосибирскую клинику «Авиценна».

«Мать и дитя» заинтересована не только в развитии за Уралом. В 2014 г. руководство компании сообщало, что планирует строительство медицинских центров в Самаре, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. Однако это не перспектива ближайшего времени, говорил ранее представитель «Мать и дитя» «Ведомостям».

Потребительский спрос снижается, услуги и кредиты дорожают – в таких условиях предприниматели готовы расстаться с бизнесом, рассуждает Марат Ибрагимов из БКС. В итоге сейчас можно купить бизнес по очень привлекательной цене, продолжает он. «Мать и дитя» приобретает бизнес с готовой клиентской базой, на первом этапе он может не быть прибыльным, но уже генерирует денежные потоки, а если строить клиники своими силами, это возможно только через 2–3 года, предполагает Ибрагимов.

Представитель ФАС на запрос не ответил.