Как сделать банковскую систему более устойчивой


Международная банковская система остается неустойчивой после мирового кризиса 2008 г.: банки разрушают акционерную стоимость и, что еще хуже, не стимулируют развитие экономик своих стран. Правительства слишком часто используют деньги налогоплательщиков для спасения банковских систем, громадные затраты зачастую выражаются в десятилетиях потерянного экономического роста.

До введения санкций российская банковская система на поверхности выглядела относительно здоровой. Хотя достаточно давно наблюдались признаки оторванности от реальной экономики: почти половина кредитных средств уходила на финансирование оттока капитала из страны и стимулирование потребления импортированных некапитальных товаров. Пока поддержка национального банковского сектора обошлась России сравнительно недорого – не более одного года потерянного экономического роста, т. е. сумма, направленная на поддержку банков, сопоставима с годовым приростом ВВП. Однако тенденции пугающе похожи на происходившее в Греции и США до того, как в этих странах разразились банковские кризисы. Финансовая поддержка государством своих банков стоила США 10 лет, а Греции более 20 лет потерянного экономического роста.

Максим Ермилов

Окончил РЭА им. Г. В. Плеханова, MBA INSEAD.
1998–1999 гг. – младший трейдер по инструментам с фиксированной доходностью в JP Morgan.
1999–2006 гг. – младший консультант, консультант, руководитель проектов, директор в парижском и московском офисах BCG.
2006–2008 гг. – исполнительный директор московского офиса Morgan Stanley.
2010–2012 гг. – директор инвестиционно-банковского департамента UBS.
С 2012 г. – партнер BCG по финансовому сектору.

Цена неэффективной банковской системы для России может быть высока, вплоть до 10 лет и более потерянного экономического роста. Необходимо извлечь уроки из опыта других стран и переломить негативные тренды.

Несколько стран, а именно Канада и Австралия, уже выстроили модель «Банковской системы 3.0», характеризующейся устойчивостью (низкая волатильность банковских доходов), полезностью (высокая доля продуктивного кредитования) и ответственностью (прозрачность принимаемых решений). В результате их банковские системы успешно выстояли в кризис без существенной поддержки со стороны государства. Ведущие развивающиеся страны, такие как Китай и особенно ЮАР, пытаются повторить успешный опыт стран с «Банковскими системами 3.0».

Опираясь на опыт стран со здоровыми банковскими системами, можно выделить набор идентичных фундаментальных параметров «Банковской системы 3.0». В части рыночной модели это 4–6 национальных и равных по масштабу опорных банков; отсутствие доминирующего игрока из-за запрета на слияния и поглощения между опорными банками; конкуренция в нишах со стороны небольших по размеру банков второго уровня. В части регуляторной среды это автономный и независимый от монетарных властей мегарегулятор; соответствие стандартам регулирования по «Базелю III», включая индивидуализированное установление нормативов; зафиксированные правила предупредительного вмешательства регулятора в деятельность банков и их санации / финансового оздоровления. В части системы корпоративного управления это публичность опорных банков как дополнительный инструмент надзора со стороны рынка; персональная ответственность совета директоров, что делает его действенным органом управления.

Сейчас в российской банковской системе существует целый ряд структурных разрывов по сравнению с эффективной моделью 3.0. Чтобы повысить ее устойчивость и полезность, а также избежать дополнительных расходов государства на поддержку банков, необходимо определить первоочередные мероприятия по переходу на систему «Банк 3.0», а также ускорить ее внедрение. А для этого разработать детализированную концепцию «Банковской системы 3.0» для российского рынка.

Автор - партнер и управляющий директор Boston Consulting Group