Российское бизнес-образование уходит в онлайн

Новшества позволяют удешевить программы и привлечь новых студентов из регионов
Дистанционное обучение набирает все большую популярность/ Fotolia / PhotoXPress

Очно-дистанционная программа IntegratedMBA была запущена в бизнес-школе ИБДА РАНХиГС два года назад. Как и традиционные очные программы, она рассчитана на двухлетнее обучение, но стоит дешевле – 496 000 против 697 000 руб. «В этом году, несмотря на кризис, набор на этот курс вырос на 30%. Нам удалось привлечь значительно больше слушателей из регионов», – рассказывает Ярослав Павлов, директор программ дистанционного обучения ИБДА РАНХиГС. Павлов уверяет, что программа пользуется спросом не только из-за дешевизны. По его словам, поступают люди, которые помимо денег хотят сэкономить еще и время, особенно если речь идет об авиаперелетах из других городов.

О более масштабном использовании дистанционного формата думают и в бизнес-школе «Сколково». Но и здесь речь идет скорее об онлайн-симуляторах и самостоятельной работе студентов в онлайн-программах, нежели о создании полностью дистанционного курса, рассказывает Денис Конанчук, заместитель академического декана бизнес-школы «Сколково». «Бизнес-образование – это гораздо шире, чем получение конкретных знаний, которые можно усвоить, сидя за компьютером. Это еще и формирование сообщества, проектная и командная работа, обсуждение кейсов», – говорит он. Он считает попытку перевести все обучение на MBA-программе в дистанционный формат не более чем маркетинговой уловкой. В мире уже существует около 4500 онлайн-курсов, одна пятая из них посвящена бизнесу и менеджменту, говорит он. Поэтому если бизнес-школа не может создать оригинальный, конкурентоспособный контент в дистанционном формате обучения, то грош цена такому образованию.

Тренд опережающего развития дистанционного бизнес-образования наметился в России несколько лет назад, но именно в кризис ведущие бизнес-школы всерьез задумались о развитии этого направления, говорят опрошенные «Ведомостями» эксперты. Причина тому не только желание школ удешевить учебный процесс и создать для кризисного рынка более дешевый продукт. «В отрасли идут процессы консолидации. Крупные школы расширяют свои доли на рынке, отнимая клиентов у более мелких школ. Формат дистанционного обучения позволяет им увеличить аудиторию и захватить относительно свободные региональные рынки», – констатирует Юрий Тазов, президент Российской лиги MBA.

Только в онлайн

Аудитория дистанционной MBA-школы CityBusinessSchool крайне неоднородная, признает ее гендиректор Наталья Лагенен. Школа, где полностью отсутствует очный формат обучения, продает дистанционные MBA-курсы руководителям высшего и среднего звена и собственникам компаний. «Одни записываются для того, чтобы получить конкретные знания, другие верят в компьютерные технологии, хотят быть в тренде и поэтому получают дистанционное образование», – говорит Лагенен. По ее словам, в этом году слушатели из Москвы и Санкт-Петербурга составляют лишь 40% набора, остальные 60% – жители разных регионов. Курс стоит 215 000 руб. за полтора года обучения и включает, по словам Лагенен, весь традиционный для MBA набор предметов и заданий: видеолекции академиков и практиков, онлайн-тренажер, задания в картинках, тесты. Для общения студентов существует краудсорсинговая платформа, где можно создавать свои кейсы и обсуждать чужие. «Региональным слушателям важно, что через нас они могут напрямую общаться со столичными профессорами и экспертами», – говорит Лагенен. С ней полностью соглашается Мария Тетерева, владелец консалтинговой компании «Аквист» в Ярославле и выпускница школы.

«На дистанционном курсе я получила те знания, которые в моем городе мне никто не смог бы дать. У меня появились новые методы работы и новые подходы», – рассказывает Тетерева и добавляет, что после онлайн-курса MBA ей удалось в 10 раз увеличить стоимость своих консалтинговых услуг.

Сторонники традиций

Ведущие российские бизнес-школы тем не менее против стопроцентно дистанционного формата обучения. «Онлайн-образование хорошо там, где нужно получить первичные знания, но для углубленного изучения предмета и решения сложных задач надо вживую работать в одной аудитории с другими слушателями», – полагает Елена Переверзева, декан «Мирбис». В «Мирбисе» создан электронный деканат, а часть обучающего контента перенесена в онлайн для самостоятельного изучения студентами. Остальное же обучение традиционно проходит в очном формате. Только сейчас, в кризис, школа задумалась о запуске отдельной очно-дистанционной программы, которая может привлечь больше студентов из регионов.

Остались довольны

Опрос выпускников онлайн-программ ведущих бизнес-школ мира, проведенный FT в 2014 г., показал, что 82% студентов абсолютно довольны полученным образованием и только 5% сожалеют о своем выборе. Треть участников опроса заявили, что учиться онлайн на MBA-курсе было нелегко. Времени на учебу уходило значительно больше, чем они ожидали.

Бедным не по карману

Вопрос качества дистанционного бизнес-образования в России пока остается открытым, говорит Тазов. Казалось бы, что проще: записал лекции преподавателей, набрал студентов по всей России и транслируешь им записи по интернету. Однако на деле создание качественного онлайн-курса оказывается куда более сложным и дорогостоящим процессом, говорят эксперты. Так, Павлов из ИБДА объясняет, что даже самый первый шаг – внедрение системы LMS (система управления обучением) – обойдется школе примерно в 1 млн руб., а на формирование одного курса понадобится несколько сотен тысяч рублей. Только ведущие российские бизнес-школы могут позволить себе такие траты. Поэтому, хотя сегмент дистанционного MBA-образования и растет, новые игроки на этом рынке не появляются. Мелкие школы просто не могут себе этого позволить и вынуждены отдавать потенциальных клиентов крупным игрокам. «Иногда, чтобы спасти положение, за онлайн-курс выдают онлайн-учебники. Но это не помогает», – рассказывает Павлов.

Еще одна проблема – это продвижение своего нового обучающего онлайн-продукта, считает Григорий Аветов, гендиректор бизнес-школы «Синергия», где слушателям предлагают очно-дистанционный MBA-курс за 500 000 руб. и полностью дистанционный – за 210 000 руб. Аветов утверждает, что рынок стопроцентно дистанционного MBA-образования уже поделен между тремя основными игроками: «Синергией», CityBusinessSchool и MoscowBusinessSchool. Они продают свои программы и в Москве, и в Петербурге, и особенно в регионах. 20% слушателей «Синергии», например, живут в Москве и Санкт-Петербурге, а 80% – в регионах. «Мелкие школы даже для выживания не смогли бы запустить и продвинуть на рынке свой продукт. У них не хватило бы на это средств», – говорит Аветов.

И наконец, деньги требуются не только на запуск и продвижение онлайн-курса, но и на его ежедневное функционирование, например на контроль за обучением. В «Синергии» этот контроль помимо специальной IT-программы осуществляют 30 методистов, которые в режиме онлайн общаются со слушателями, отвечают на их вопросы и проверяют качество выполнения домашних заданий. На одного методиста приходится 100–150 слушателей. Методисты, естественно, получают зарплату.

Не видят разницы

Споры школ о качестве дистанционных программ и необходимости внедрения дистанционного формата обучения пока не выходят за пределы университетских стен. Рынок труда не делает различий между выпускниками разных форматов обучения, объясняет Анна Бурова, руководитель консалтинга в сфере управления персоналом кадровой компании Manpower. «В кандидатах с образованием MBA сейчас ценится гибкость мышления и мотивация к быстрым изменениям. Это люди, которые задают себе высокую планку и не боятся трудностей», – говорит она. Лично у нее нет предубеждений против дистанционного образования. «Для человека это возможность уложиться в свои деньги и свои временные рамки. Не важно, где ты учился – в Сибири или в Америке. Главное – уметь правильно применить эти знания в быстро меняющейся бизнес-среде», – говорит она.