Свиньи сбросили вес

Свиноводство приносит примерно пятую часть дохода группы «Черкизово»/ Д. Абрамов/ Ведомости

Рыночная конъюнктура действительно оказалась довольно непростой для производителей мяса на фоне роста цен на зерно и ослабления потребительского спроса, поясняет аналитик БКС Марат Ибрагимов.

С декабря 2014 г., когда на двух производственных площадках «Черкизово» случились вспышки заболевания африканской чумой свиней (АЧС), прошло более года, но компания по-прежнему испытывает последствия. В опубликованных в четверг операционных результатах агрохолдинг указал, что по итогам 2015 г. сократил продажи свинины на 3,8% до 163 678 т, объяснив это АЧС. Тогда компании пришлось забить около 50 000 голов свиней – на тот момент около 5% всего поголовья агрохолдинга.

Свиноводство приносит примерно пятую часть дохода группы. За девять месяцев 2015 г. выручка этого подразделения составила 12,7 млрд руб. – это 22,7% консолидированной выручки группы (остальное приносят птицеводство, мясопереработка и растениеводство).

Наиболее существенный провал продаж свинины «Черкизово» пришелся на IV квартал 2015 г., когда по сравнению с тем же периодом 2014 г. они снизились на 12,4% до 44 650 т. Год назад еще работали мощности, позже закрытые из-за АЧС, напоминает представитель «Черкизово». В эксплуатацию они были введены только в ноябре – декабре 2015 г.

Кроме того, продажи свинины снизились еще и потому, что компания производит взаимозачет при продаже ее собственным предприятиям, говорит представитель агрохолдинга.

Впрочем, «Черкизово» все равно считает IV квартал 2015 г. позитивным: в сравнении с III кварталом продажи компании в сегменте свиноводства остались примерно на одном уровне. Средняя цена, по которой «Черкизово» продавало свинину в течение 2015 г., выросла на 3,5% до 99,6 руб./кг. В IV квартале она снизилась на 20,5%.

Тем не менее «Черкизово», по мнению Ибрагимова, может нарастить рентабельность группы за счет роста переработки. Именно в IV квартале 2015 г. «Черкизово» увеличило продажи на нужды собственной мясопереработки, чтобы обеспечить производство мясных и колбасных изделий, говорится в сообщении агрохолдинга. В частности, в ноябре администрация Липецкой области сообщила, что Данковский мясокомбинат заработал на полную мощность. Итог – продажи в этом сегменте выросли на 33% в IV квартале 2015 г. год к году, за год этот показатель вырос на 32,6% до 191 200 т.

По пути переработки идут и конкуренты «Черкизово». «Мираторг» в 2015 г. произвел на 29% больше продукции в потребительской упаковке, сообщил представитель агрохолдинга.

«Русагро» тоже в конце 2015 г. начала поставлять в розницу мясные полуфабрикаты. Такие поставки очень прибыльны: они могут приносить на 10%, а при правильном бренде и на 20% больше прибыли, чем продажа живых свиней, говорил в сентябре 2015 г. гендиректор агрохолдинга Максим Басов инвесторам.

Вчера представитель «Русагро» не был доступен для журналистов.