Вторая мюнхенская речь

Премьер Дмитрий Медведев в своей мюнхенской речи предложил Западу «договариваться на новой основе»/ Matthias Schrader/ AP

Спустя 25 лет Россия и Запад скатились во времена новой холодной войны, хотя шанс вернуть доверие еще есть, заявил российский премьер Дмитрий Медведев, выступая в субботу на Мюнхенской конференции по безопасности. Те угрозы и проблемы, о которых в 2007 г. в своей знаменитой мюнхенской речи говорил президент Владимир Путин, не были сгущением красок, подчеркнул Медведев, картина даже более серьезная и драматичная: отношения Европы и России испортились, затормозился рост экономики, «на Украине идет гражданская война», обострились конфликты на Ближнем Востоке и в Северной Африке. «Чуть ли не ежедневно нас объявляют самой страшной угрозой то для НАТО в целом, то отдельно для Европы, то для Америки и других стран. Я иногда думаю: мы в 2016 г. сегодня или в 1962-м?» – задался вопросом премьер. Реальные же угрозы «в нашем маленьком мире» совсем другие, уверен он: это вопросы устойчивого экономического развития, проблемы неравенства и преодоления бедности, беспрецедентная по масштабу миграция, новые формы терроризма, региональные конфликты, в том числе и внутриевропейские. Санкции Медведев назвал «дорогой в никуда», заверив, что от них «всем будет только хуже, не сомневайтесь», и предложил подумать о новой глобальной системе, сочетающей принципы эффективности, рыночной справедливости и открытости.

Высказался Медведев и об Украине и Сирии. Он особо отметил позитивную роль «нормандского формата» и конструктивную роль Франции, возложил вину за отсутствие прогресса на «киевские власти» и заверил, что Москва готова и дальше проявлять «разумную гибкость» в исполнении минских соглашений. В Сирии же, заверил премьер, Россия не имеет никаких специальных задач, кроме «обеспечения своих национальных интересов» и сохранения единства страны. «Даже наши недоброжелатели признают, что при всех разногласиях антитеррористическое уравнение без России не решается», – сообщил Медведев, призвав не тратить силы на сдерживание соседей, а обратить энергию против истинного зла.

Речь Медведева, который, как ранее ожидалось, должен был сосредоточиться в Мюнхене на экономической повестке, дорабатывалась до самого последнего момента, сказал «Ведомостям» собеседник в российской делегации, «в том числе после разговора с [главой МИДа] Сергеем Лавровым, который рассказал ему о первом дне работы конференции». Директор ИМЭМО РАН Александр Дынкин обратил внимание на то, что «Украина не была главной темой» конференции. «С американской стороны стремление договариваться очевидно, с немецкой – тоже. А агрессивное меньшинство, представленное Балтией и Украиной, склонно разжигать конфликт», – пояснил эксперт. «Главные месседжи в речи Медведева таковы: мы свои позиции не сдадим, но давайте договариваться на новых основах. Но при этом он скорее ставил акцент на «давайте договариваться», считает политолог Сергей Караганов.