Статья опубликована в № 4019 от 19.02.2016 под заголовком: Магазинам поднимут градус

Магазинам поднимут градус

Затраты крупного ритейла на разрешения на алкоголь могут вырасти: Минпромторг предлагает обязать бизнес платить госпошлину за каждый отдельный магазин

Минпромторг планирует изменить схему получения лицензий на продажу алкоголя в рознице. Ведомство разрабатывает проект поправок в Налоговый кодекс (статья 333.33) – речь идет об установлении дифференцированного размера государственной пошлины за выдачу лицензии на продажу алкоголя в рознице, рассказал «Ведомостям» заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Предполагается, что размер пошлины будет зависеть от числа торговых точек и того, где они находятся, уточнил он.

Ритейлеры и сети общественного питания вне зависимости от числа точек продаж и их расположения платят за пятилетнюю алкогольную лицензию 65 000 руб. ежегодно, уточнил представитель Минпромторга. Если открывается новый магазин или ресторан, сеть обращается к уполномоченным органам, которые в имеющуюся лицензию вписывают новый адрес; за каждое изменение доплачивается 3500 руб. Таким образом, за пять лет ритейлер платит 325 000 руб., подсчитал представитель «Ленты», плюс 3500 руб. за каждый новый объект в лицензии.

Минпромторг предлагает платить пошлину для каждого магазина и пункта общепита, снизив сам размер пошлины и дифференцировав ее в зависимости от расположения объекта, указывает Евтухов (см. рисунок). Лицензия может быть по-прежнему оформлена на одно юрлицо, уточняет представитель ведомства. Цель – способствовать развитию конкуренции и вывести из тени нарушителей, пояснил замминистра. Также, по его словам, нововведение поддержит малый и средний бизнес.

По предложению Минпромторга, может быть установлен разный размер госпошлины в зависимости от расположения пункта продажи. Ведомство, проанализировав предложения регионов, предлагает следующий размер, говорит Евтухов: для сельских поселений – 20 000 руб. за каждую торговую точку, для городов с населением до 200 000 человек – 30 000 руб., для остальных – 50 000 руб. Цифры могут быть скорректированы, добавляет чиновник.

Вопрос обсуждался на заседаниях правительственной комиссии по развитию конкуренции на алкогольном рынке под председательством вице-премьера Александра Хлопонина, сказал представитель Росалкогольрегулирования (РАР). «Подготовка законопроекта по этому вопросу предусмотрена в дорожной карте по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке», – подтверждает он. РАР, по его словам, считает целесообразным рассмотреть «дифференцированный подход к установлению госпошлины» – для поддержки малого и среднего бизнеса. Кроме того, такая система будет способствовать увеличению поступлений в бюджет, добавляет представитель Минпромторга.

Кого затронут нововведения

В Москве сейчас действует 9539 лицензий на продажу спиртного в рознице – они выданы на 10 027 объектов, рассказал представитель департамента торговли города. По его словам, у розницы есть два варианта получить разрешение на торговлю алкоголем: первый – отдельная лицензия на каждое обособленное подразделение, второй – одна лицензия на организацию, в которой указаны все точки продаж алкоголя.

Крупные сети, как правило, предпочитают получать лицензию на каждый магазин. «В случае спорных ситуаций, связанных с соблюдением лицензионных условий, потенциальный риск создается только для деятельности одного объекта», – подтверждает Оксана Токарева из российского Metro Cash & Carrу.

Но с начала 2015 г. из-за кризиса стала заметна тенденция: все больше точек включаются в действующие лицензии, замечает представитель департамента торговли Москвы. У АО «Дикси Юг» (сеть «Дикси») – 272 лицензии на 313 магазинов, у «Тандера» (магазины «Магнит») – 205 лицензий на 222 объекта, у ООО «Галерея Алекс» (кафе «Шоколадница») – 48 лицензий на 121 точку, по данным московских чиновников.

Уплата пошлины за лицензию на каждый объект в Москве «затронет интересы в основном крупных сетевых компаний», полагает представитель профильного департамента города.

«Чем выше затраты на организацию торговли – тем выше цены на полке», – указывает сотрудник одного из федеральных ритейлеров. Кризис – не лучшее время для увеличения неналоговой нагрузки на бизнес, соглашается председатель координационного совета Союза независимых сетей России Олег Пономарев (возглавляет сеть «Семья» в Калининграде). Также, по его мнению, не ясно, как именно повлияют на легализацию торговли алкоголем предложения Минпромторга.

Если в итоге максимальный размер пошлины в крупных городах не увеличится или уменьшится по сравнению с действующим, а пошлина за лицензию на розничную продажу алкоголя в мелких населенных пунктах будет ниже, то затраты на лицензирование могут даже сократиться, полагает Токарева. По идее, оплата пошлины за каждую торговую точку не должна сильно осложнить процесс, считает финдиректор «Магнита» Хачатур Помбухчан. Если предложение Минпромторга будет принято, это вряд ли существенно увеличит затраты компании, добавляет он.

Представитель «Ашана» отказался от комментариев, «Дикси» и X5 на запросы не ответили.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать