Михаил Фридман не дозвонился до Бразилии

Владельцы TIM – второго бразильского оператора мобильной связи – не захотели иметь дело с LetterOne/ Lianne Milton/ Bloomberg

Участник переговоров об объединении сотовых операторов Бразилии Telecom Italia Mobile (TIM) поблагодарил LetterOne Technology за предложение поучаствовать в этом объединении и проинформировал, что более не хочет обсуждать сделку с ее участием. Об этом сообщила в четверг инвестиционная группа Михаила Фридмана, Германа Хана и Алексея Кузьмичева LetterOne.

LetterOne (бывшая «Альфа-групп») – крупнейший совладелец Vimpelcom Ltd. (у нее 47,9% голосующих акций), также ей принадлежит 13,22% крупнейшего турецкого сотового оператора Turkcell. А с 2003 по 2008 г. группа владела еще 25,1% «Мегафона». Деньги на покупку доли в Oi у нее есть: в 2013 г. LetterOne заработала около $14 млрд на продаже «Роснефти» 25% акций ТНК-BP (правда, примерно половину уже потратила на покупку нефтегазового бизнеса RWE).

Предложение LetterOne было сделано в октябре 2015 г. – вскоре после того, как стало известно, что четвертый по количеству абонентов сотовый оператор Бразилии Oi S.A. предлагает второму – TIM Participaсоes S.A. (бразильская «дочка» TIM) подумать об объединении. LetterOne предложила внести в капитал Oi до $4 млрд – с этими деньгами акционеры Oi (включая и LetterOne) могли бы рассчитывать на более крупный пакет в объединенном операторе. В январе 2016 г. Reuters сообщало со ссылкой на несколько анонимных источников, что Oi и TIM Participaсоes начали переговоры о слиянии.

Инвестировать в Oi просто так, если сделки с TIM не будет, LetterOne не видит смысла, говорится в ее заявлении. Группа видела свою задачу в том, чтобы раскрыть потенциал бразильского телекоммуникационного рынка, но это было бы возможно только при участии всех трех сторон. Несмотря на сложную макроэкономическую ситуацию, интерес к инвестициям в Бразилию у LetterOne сохраняется, заверяет группа.

Интерес к зарубежью

«Альфа-групп» (прежнее название LetterOne) инвестировала в турецкий рынок мобильной связи. В 2005 г. она одолжила мажоритарному владельцу Turkcell – турецкой группе Cukurova $1,7 млрд под залог 51% их совместного предприятия Cukurova Telecom Holdings, а другие 49% приобрела за $1,59 млрд. Пять месяцев спустя «Альфа» потребовала досрочного возвращения кредита, положив начало продолжительным судебным разбирательствам. До сих пор судьба актива не решена.

Отказывается ли TIM от обсуждения сделки с Oi вовсе или только от сделки с участием LetterOne, из заявления российской группы не ясно. Oi сообщила лишь, что, несмотря на выход LetterOne из переговоров, продолжит искать возможности для консолидации и работать над улучшением бизнеса. Уточняющие запросы «Ведомостей» в TIM, Oi и LetterOne остались без ответов.

Oi – один из крупнейших в Бразилии операторов фиксированной связи, но на рынке мобильной связи его доля, по данным информационного портала Teleco, только 18,6%; у TIM Participaсоes – 25,7% (данные на конец декабря 2015 г.; всего в Бразилии было на тот момент 257 млн действующих sim-карт). Объединившись, две компании стали бы лидером бразильского рынка мобильной связи. Консультант Oi счел предложение LetterOne заслуживающим внимания, рассказывали источники Reuters, но Telecom Italia – крупнейший акционер TIM Participaсоes не увидел необходимости вовлекать в сделку россиян.

В четверг знакомый с ситуацией анонимный собеседник Reuters еще раз подтвердил: схема сделки, которую предложила LetterOne, оказалась неприемлемой для Telecom Italia. Итальянская компания лишилась бы контроля, объяснил он: вместо 67% в TIM Participaсоes она получила бы в объединенном бразильском операторе около 30%, а LetterOne – 43%. Сейчас капитализация TIM Participaсоes превышает рыночную стоимость Oi более чем на $1 млрд: в четверг, 25 февраля, первая компания стоила на Нью-Йоркской фондовой бирже $3,93 млрд, а вторая – $2,49 млрд. Вдобавок Oi обременена долгами. В последние годы они неуклонно росли – с 8,1 млрд реалов в 2011 г. до 54,2 млрд реалов ($13,9 млрд по нынешнему курсу) на конец июня 2015 г. Эта сумма превосходит всю выручку Oi за 2014 г. (28,25 млрд реалов, или $7,26 млрд).

LetterOne и ее акционеров всегда отличал агрессивный стиль ведения бизнеса, напоминает аналитик «Альпари» Анна Бодрова. По-видимому, на таком далеком рынке, как Бразилия, ей не хватило административного ресурса, чтобы продавить сделку на своих условиях, предполагает она.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)