Потери от «налога на Google»

Бизнес дважды проигрывает, пытаясь заработать на протекционизме

Еще в феврале Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) выступала против отмены льгот по НДС при продаже программного обеспечения – так называемого «налога на Google», принятого Думой в первом чтении. В марте на слушаниях в Думе выяснилось, что крупнейшие российские интернет-компании, в том числе входящие в РАЭК, вполне одобряют «налог на Google».

Этот законопроект вносился депутатами Андреем Луговым и Владимиром Парахиным (и был позднее одобрен Владимиром Путиным в рамках программы по обеспечению равных условий работы интернет-компаний в России) как решающий задачи пополнения бюджета и заодно поддержки отечественного производителя. С поддержкой, правда, не очень ясно: сегодня льготу по НДС имеют все производители софта и электронного контента. Для российских компаний ее отмену предлагалось компенсировать вычетом по НДС при продаже продукта на экспорт. Эта смутная преференция (далеко не все российские производители имеют серьезный потенциал экспорта, вычет по НДС сложно и дорого администрировать) тем не менее убедила большинство крупных участников рынка. Приятно все же попробовать подрасти за счет глобальных лидеров.

Но тут вмешалось правительство, которое в своем заключении выступило против этой льготы. Если поправки Минфина будут приняты, платить придется всем. Это, кстати, будет вполне по-европейски: «налог на Google», по мнению экспертов, практически аналог нормы, введенной ЕС в январе 2015 г. (интернет-компании, продающие цифровые услуги, обязаны платить НДС по месту проживания клиента). Это единая норма, направленная на перераспределение налоговых платежей транснациональных компаний, но не дающая каких-то преференций своим.

Профильный комитет Госдумы, впрочем, обеспокоен такой ревизией законопроекта, как и участники рынка. Так что норму о вычете они постараются отстоять. Но даже если закон примут в нынешней редакции, собрать НДС с иностранных производителей и продавцов будет затруднительно, говорит адвокат Дмитрий Костальгин.

Попытка погреть руки на протекционизме оказывается дважды провальной для бизнеса. Ему только кажется, что новые условия лишают его конкурентов и позволяют зарабатывать больше на продукции худшего качества. Быстро выясняется, что новые нормы защищают только самых крупных и социально близких, а прочим отечественным производителям придется больше платить в бюджет, уменьшать маржу, чтобы хотя бы остаться на рынке, или же закрыться.