Russ Outdoor не пускают в метро

Метрополитен рассчитывал, что победитель конкурса заплатит за право размещать рекламу в метро не менее 17,9 млрд руб. в течение 10 лет/ А. Астахова/ Ведомости

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выдала Московскому метрополитену предписание об отмене протокола рассмотрения заявок при выборе рекламного подрядчика, рассказал «Ведомостям» представитель ФАС. В среду, 23 марта, служба рассмотрела жалобу компании «Лайса диджитал», дочерней компании «Лайсы», на действия метрополитена, который отклонил ее заявку на участие в торгах. «Лайса диджитал» пожаловалась в ФАС на то, что ее заявку незаконно отклонили.

Саму жалобу, впрочем, служба признала необоснованной, но решила, что и заявка «Экспо медиа» (аффилирована с Russ Outdoor), единственной допущенной к участию в аукционе компании, была оформлена с нарушениями, говорит представитель ФАС. Именно с «Экспо медиа» метрополитен решил в итоге заключить контракт на размещение рекламы. Но принятое решение ФАС запрещает ему это сделать. Метрополитен не сможет заключить договор с «Экспо медиа», подтвердил «Ведомостям» представитель службы.

Представитель Russ Outdoor отказался от комментариев. Но близкий к оператору источник сказал «Ведомостям», что в компании рассчитывали заключить договор с метрополитеном и удивлены решением ФАС. Представитель метрополитена не ответил на звонки и запрос «Ведомостей». Гендиректор «Лайсы» Армен Газарян отказался от комментариев.

Метрополитен вынужден был провести конкурс по рекламе из-за проблем с прежним партнером. С 2011 г. рекламу в метро размещал оператор «Авто селл», дочерняя компания автохолдинга «Гема». За это он пообещал в течение пяти лет выплатить столичному предприятию 14 млрд руб. К 2014 г. «Авто селл» заплатил метрополитену около 11 млрд руб., но потом стал задерживать платежи. Метрополитен разорвал договор и через суд добился, чтобы «Авто селл» вернул ему еще 1 млрд руб. долга.

В итоге щиты и вагоны в московском метро пустовали с лета прошлого года. Лишь в конце этого января предприятие объявило новый конкурс. Начальная цена лота составила 17,9 млрд руб. в течение 10 лет. Через две недели метро внезапно ужесточило условия конкурса, потребовав от будущего партнера предоставлять банковскую гарантию не один раз при заключении контракта, а ежегодно (2–8% от суммы будущих выплат в зависимости от года контракта). Тогда несколько операторов впервые пожаловались на метрополитен в ФАС. Служба признала претензии обоснованными, но не стала отменять аукцион, объяснив, что авторы жалоб сами не подавали заявки на участие в нем.

Всего на участие в торгах было подано четыре заявки, но три из них были отклонены из-за технических ошибок в поданной документации. Это были заявки все той же «Лайсы диджитал», а также компаний «Импульс» (связана с «Гемой»), «АВМ+» (также связана с «Гемой», говорили ранее топ-менеджеры двух операторов наружной рекламы «Ведомостям»). Последние две компании сейчас оспаривают отклонение их заявок в арбитражном суде, судебный процесс пока не начался.

После отклонения трех из четырех заявок торги были признаны несостоявшимися, но в итоге метрополитен все же решил заключить контракт с допущенной к аукциону «Экспо медиа».

Отсутствие рекламы означает для подземки дальнейшую потерю денег, рассуждает гендиректор «Эспар-аналитик» Андрей Березкин: «Скорее всего предприятие будет проводить новый конкурс, но этот процесс может затянуться на месяцы».