Самолеты для Ирана

У Ирана один из самых старых авиапарков в мире/ Hani Mohammed/ AP

Авиакорпорация Boeing объявила о начале предварительных переговоров в Тегеране с иранскими авиакомпаниями о возможной продаже и последующем обслуживании самолетов. Достижение договоренности может стать первым шагом по возвращению компаний из США на рынок Ирана с тех пор, как в январе начался процесс отмены западных санкций благодаря соглашению об ограничении ядерной программы страны. Как отметил представитель Boeing, переговоры ведутся с одобренными правительством США авиакомпаниями и никаких официальных соглашений заключено не было. Для поставки самолетов потребуется дополнительное разрешение Вашингтона.

Иран, стремящийся восстановить связи с западным бизнесом, уже подписал несколько соглашений с компаниями из Европы. Компании из США пока не достигли такого прогресса, но американские чиновники отмечают рост их интереса к иранскому рынку в тех отраслях, где это разрешено (США сохраняют ряд односторонних санкций против Ирана). Так, ранее в этом году Тегеран с деловыми целями посетил руководитель нефтегазового бизнеса General Electric Лоренцо Симонелли. Возможная сделка с Boeing может стать сигналом о начале нормализации торговых отношений между США и Ираном и побудить другие компании последовать примеру ведущих американских транснациональных производителей.

Сейчас в Иране во многом используется авиационная техника 1960-х и 1970-х гг. Из-за санкций, введенных еще после Исламской революции 1979 г., у страны теперь один из самых старых авиапарков в мире. Чтобы заменить самолеты, многие из которых старше 25 лет, Тегеран планирует приобрести по меньшей мере 400 новых бортов в ближайшие годы, говорили иранские чиновники.

С населением более 80 млн человек и повышенным спросом на путешествия после многих лет изоляции Иран представляет собой один из немногих крупных неосвоенных рынков для авиапроизводителей. В январе страна продемонстрировала свою привлекательность для западных компаний, объявив о покупке 118 самолетов у Airbus. Их совокупная каталожная стоимость составляет $27 млрд, но условия сделки еще окончательно не определены, и часто покупатели получают скидки (полную версию статьи см. на www.vedomosti.ru).

Перевел Алексей Невельский