Минимум участия

Выставку MIPIM российские участники воспринимают как удобную площадку для общения с представителями власти/ VALERY HACHE/ AFP

«Мы поняли, что рынок оживает. Представители ряда инвестиционных фондов заявили, что готовы приехать в Москву и на месте оценить наши проекты», – рассказывал журналистам заммэра Москвы Марат Хуснуллин о визите на MIPIM, которая уже более двух десятков лет считается главной в отрасли. Несмотря на то что российских участников весной этого года было минимальное количество за последние 10 лет (для сравнения: 1941 человек в 2014 г. – и 650 в 2016-м), работу форума его участники оценивают как плодотворную.

В силу обстоятельств компании были представлены в основном руководящим составом, говорит управляющий партнер Colliers Николай Казанский. «Только владельцы бизнеса и топ-менеджмент в кризис могут это себе позволить», – соглашается управляющий директор Blackwood Мария Котова. Партнер MR Group Ирина Дзюба отмечает присутствие ключевых представителей власти по строительной отрасли – многие игроки рынка едут на форум в том числе за возможностью пообщаться с ними.

«Ценность мероприятия в том, чтобы быстро – в течение нескольких часов – узнать состояние рынка и его участников: кто еще на плаву, а кто уже нет, новости, тенденции, слухи и т. д., – говорит Виталий Можаровский, партнер Goltsblat BLP. – MIPIM четко отражает текущую расстановку сил на местном рынке: например, сейчас на первое место выдвинулись застройщики жилья, коммерческая недвижимость скромно жмется в их тени».

В этот раз не было ставки на зарубежных инвесторов. Сегодня российскому девелопменту нужно сильно постараться, чтобы заинтересовать иностранных инвесторов, считает Котова: «Международные мероприятия почти все прошли без российских участников, а пора бы вписываться в международную конъюнктуру». Хотя, по мнению Казанского, покупатели с зарубежными источниками капитала сохранили интерес к качественным объектам со снизившейся долларовой стоимостью.

Впрочем, встреч и переговоров никто не отменял. «Мы встретились с нашими европейскими и азиатскими партнерами и участвовали в российской деловой программе. Это уже немало. Хотя в целом выставка была более сдержанная, чем обычно», – рассказывает президент группы компаний «Мортон» Александр Ручьев, который приезжает в Канны десятый раз. Главная цель участия MR Group – поиск архитекторов, бюро по благоустройству и развитию общественных территорий, знакомство с новыми международными проектами – это удалось, довольна Дзюба.

Теперь и региональные власти, и представители бизнеса едут не столько демонстрировать успехи, сколько показать проекты, поискать инвесторов, говорит глава Минстроя России Михаил Мень. Он приводит в пример проект, который привезла Ростовская область: «В районе старого, ныне действующего аэропорта строится очень интересный микрорайон. Символично, что архитектором этого проекта является француз. И это нормальный подход, поскольку у европейских архитекторов большой опыт по планировке территорий именно для микрорайонов комплексной застройки».