Покупатель важнее наценки

«Магнит» вынужден снизить наценку/ Е. Разумный/ Ведомости

Рентабельность EBITDA крупнейшего российского ритейлера «Магнит» в январе – марте 2016 г. упала до минимума за последние пять лет на фоне сокращения покупательского спроса. Показатель EBITDA «Магнита» сократился на 2,97% по сравнению с I кварталом 2015 г. и составил 19,79 млрд руб., а рентабельность по этому показателю – с 9,32 до 7,75%. В I квартале рентабельность EBITDA «Магнита» исторически ниже, чем в другие кварталы, но с начала 2011 г. ниже 9,07% не бывало. Это самый низкий показатель как минимум за последние пять лет – с I квартала 2011 г., констатируют аналитики UBS.

Чистая выручка розничной сети выросла на 16,71% и достигла 255,3 млрд руб., а чистая прибыль упала на 13% и составила 8,2 млрд, сообщила компания неаудированные финансовые результаты. Это ниже консенсус-прогноза «Интерфакса»: 10,3 млрд руб.

«Инвесторов беспокоит снижение маржи EBITDA», – признал на телеконференции с аналитиками основной акционер «Магнита» Сергей Галицкий, но поспешил успокоить их: к концу 2016 г. ритейлер сможет выйти на рентабельность EBITDA чуть больше 10%.

По словам Галицкого, выручка сети вырастет на 17–18% в 2016 г.: «Но мы не понимаем, что будет с инфляцией, она очень сильно замедляется год к году». Продовольственная инфляция в I квартале 2016 г. составила 2,3% против 10,9% годом ранее, привел «Магнит» в отчете данные Росстата.

Россияне в I квартале 2016 г. продолжали экономить, писали аналитики «Сбербанк CIB» в обзоре «Индекс Иванова»: доля Ивановых, чувствительных к уровню цен, увеличилась на 1 процентный пункт и достигла 76%. А доля респондентов, стремящихся экономить, приобретая продукты со скидкой чаще и больше, за год увеличилась на 10 процентных пунктов – до 60% в I квартале 2016 г.

По оценке Галицкого, около 45% бюджета покупатель «Магнита» в среднем тратит на еду и товары повседневного спроса. Чтобы поддержать продажи в сопоставимых магазинах (проработавших не меньше 12 месяцев), ритейлер в I квартале 2016 г. снизил свою наценку примерно на 3 процентных пункта, рассказал Галицкий: «Это было осмысленное решение, чтобы удержать показатели продаж в сопоставимых магазинах». Трафик в таких магазинах за отчетный период вырос на 1,46%, а основного формата («у дома») – на 2,34%, сообщил «Магнит».

Валовая маржа розничной сети, по данным ее отчета, сократилась на 1,55 п. п. до 25,47%.

Прогноз менеджмента на 2016 г. – ориентир, который дан в текущих макроэкономических реалиях, считает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева: ситуация в экономике во многом будет определяться динамикой цен на нефть и курсом рубля – будут ли в государственном бюджете средства на индексацию зарплат бюджетникам и пенсий, будут ли средства у бизнеса на сохранение или даже увеличение числа рабочих мест. В базовом сценарии ожидается улучшение ситуации в экономике во втором полугодии, однако макроэкономические риски остаются высокими, замечает Колупаева. В ритейле I квартал традиционно самый слабый, указывает она, поэтому более точную оценку можно будет давать по итогам первого полугодия.

Основное преимущество «Магнита» – по-прежнему фактор цены, тогда как его конкуренты, и прежде всего X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), инвестируют не только в цену, но и в улучшение восприятия магазинов покупателями, существенно модернизируя морально устаревшие концепции форматов, напоминает Колупаева. Нельзя сказать, что «Магнит» не прибегнет к той же стратегии, оценив эффект усилий конкурента, но пока неочевидно, чья позиция окажется выигрышной в более длинной перспективе: политика низких цен и низких издержек или фокус на повышении уровня сервиса и восприятия магазинов покупателями, заключает она.

Галицкий заявил инвесторам, что в августе-сентябре этого года компания откроет первые магазины в обновленном формате и качестве, но что это за формат – не сказал.