«Яндекс» заметил рекламный рост

«Яндекс» повысил прогноз годовой выручки из-за удачного начала года/ М. Стулов/ Ведомости

Выручка «Яндекса» в I квартале 2016 г. выросла на 34% по сравнению с тем же периодом 2015 г. – до 16,5 млрд руб., говорится в отчетности компании. Это существенно выше ожиданий аналитиков, опрошенных «Интерфаксом»: они прогнозировали рост этого показателя на 24,8% до 15,4 млрд руб. Общая рекламная выручка компании выросла на 31% («Яндекс» перестал разделять в отчетности контекстную и медийную рекламу). В IV квартале 2015 г. рост рекламной выручки составил 17%, в I квартале 2015 г. – 14%. В связи с удачным стартом года «Яндекс» повысил прогноз выручки на 2016 г. с 12–18% до 15–19%, сообщил основатель компании Аркадий Волож.

Скорректированный показатель EBITDA «Яндекса» вырос на 62% до 5,8 млрд руб., скорректированная чистая прибыль увеличилась на 41% до 3,2 млрд руб. Аналитики ожидали, что эти показатели вырастут на 31,8 и 17,5% соответственно.

При этом нескорректированная чистая прибыль «Яндекса» упала в I квартале на 50% до 1,06 млрд руб. Это связано с изменением курсов валют, объясняет «Яндекс».

«Яндекс» в квартальной отчетности впервые раскрыл квартальные финансовые показатели сервисов, которые по сути и бизнес-модели отличаются от его основного бизнеса (см. врез).

Как росли новые бизнесы

Выручка «Яндекс.Маркета» выросла в I квартале 2016 г. на 55% до 1,043 млрд руб. Драйверами роста стали повышение потребительской и рекламной активности. Выручка «Яндекс.Такси» выросла на 176% до 445 млн руб. за счет увеличения количества поездок и привлечения новых пользователей. Сервисы объявлений («Авто.ру», «Яндекс.Недвижимость» и др.) увеличили выручку на 35% до 241 млн руб. Выручка подразделения «экспериментальные направления» («Кинопоиск», «Музыка», «Радио», «Афиша», YDF, «Дзен», «Лончер», турецкий бизнес) выросла на 87% до 185 млн руб.

Конкурент «Яндекса» Mail.ru Group недавно тоже отчиталась за I квартал. Ее выручка выросла на 11,3% до 9,7 млрд руб., что оказалось ниже прогнозов аналитиков. Но зато рекламная выручка группы увеличилась в этот период на 34% до 3,9 млрд руб. выше ожиданий (3,4 млрд руб.). Рост выручки группы «был обусловлен хорошей динамикой в сегментах онлайн-видео и рекламы на мобильных устройствах, а также, на наш взгляд, низкой базой сравнения в I квартале 2015 г. в сегменте медийной рекламы», говорится в отчете «Сбербанк CIB». Ранее гендиректор Mail.ru Group Дмитрий Гришин отмечал, что экономическая ситуация в стране остается прежней, поэтому группа сохранила прогноз годовой выручки на уровне 8–14%.

«Мы видим некоторые признаки стабилизации общеэкономической ситуации и, как следствие, положительные тенденции на рынке рекламы, – объясняет существенный рост финансовых показателей представитель компании Ася Мелкумова. – Кроме того, в 2015 г. на прибыль «Яндекса» влияли зарплаты разработчиков, которые компания должна была поддерживать на конкурентном уровне, и долларовые расходы на аренду московского офиса».

Аналитики Citi в своем отчете отмечают позитивное влияние результатов I квартала «Яндекса» на стоимость акций компании, а также эффективность рекламной модели компании на фоне стагнации в экономике страны в целом. Также компании удалось сократить расходы, добавляют они. Затраты на выплаты партнерам выросли всего на 25%, на разработку – на 16%, отмечают аналитики «ВТБ капитала». Расходы на маркетинг увеличились существенно – на 41%, добавляют они: скорее всего, это связано с продвижением новых бизнесов компании – «Яндекс.Такси», «Яндекс.Маркета» и классифайдов, говорится в отчете.

На рекламном рынке действительно заметно оживление, связанное с некоторым улучшением ситуации в экономике, говорит управляющий директор Dentsu Aegis Network Russia Максим Осипов. Два основных драйвера роста рекламного рынка – интернет и телевидение. Продажи интернет-рекламы крупнейших российских интернет-площадок («Яндекс» и Mail.ru Group) в I квартале выросли более чем на 30%, рекламные доходы эфирного ТВ, по оценкам Vi, выросли на 18%, продолжает Осипов. Пока не ясно, как долго такая позитивная динамика сохранится, текущий годовой прогноз предполагает снижение темпов роста в следующих кварталах, заключает он. Топ-менеджер крупного медийного ТВ-холдинга недавно говорил «Ведомостям», что I квартал и начало II квартала этого года были очень хорошими с точки зрения рекламных продаж. Однако сейчас рекламодатели начали пересматривать бюджеты на рекламу в сторону уменьшения – из-за того, что зафиксировали падение потребительского спроса, добавляет он.

Котировки «Яндекса» на NASDAQ на 18.30 мск выросли на 9% до $20,2 за бумагу.