Ритейлер переходного периода

«Дикси» резко нарастил убытки в начале года/ А. Гордеев/ Ведомости

Группа компаний «Дикси» в I квартале 2016 г. увеличила чистый убыток почти в 11 раз год к году – до 1,5 млрд руб., опубликовал ритейлер неаудированные результаты по МСФО. Ранее компания сообщала о росте выручки за этот же период на 16,5% до 75,1 млрд руб.

Валовая рентабельность сети сократилась до 26,6% на 200 базисных пунктов, сказано в сообщении. Это самый слабый показатель для «Дикси» с 2011 г., отмечает Ульяна Ленвальская из UBS. В связи с «более активными инвестициями в цены» себестоимость товаров стала занимать большую долю в выручке ритейлера – она выросла на 300 б. п. до 69,6%, объяснила компания. Немного сгладить падение валовой маржи «Дикси» помогло снижение товарных потерь: если год назад сеть теряла товаров на 3,9% выручки, то в начале этого года показатель улучшился до 2,9%.

Апрельское ускорение

23% на столько выросла выручка ГК «Дикси» в апреле 2016 г., ускорившись по сравнению с первыми тремя месяцами, сообщала ранее компания. Президент группы да Сильва объяснил это улучшением цепочки поставок, ассортимента и улучшением промоактивности ритейлера

«Дикси» с конца прошлого года находится в переходном состоянии: после замедления роста выручки с середины 2015 г. и несостоявшейся покупки сети алкомаркетов «Бристоль» сменился топ-менеджмент группы. Сначала пост президента вместо Ильи Якубсона занял Сергей Беляков, вице-президент ГК «Меркурий» (ее крупнейший бенефициар – Игорь Кесаев, основной акционер «Дикси»). А с апреля 2016 г. ритейлером руководит Педро Перейра да Сильва (ранее – главный операционный директор португальской Jeronimo Martins Group). Тогда же, в конце 2015 г., «Дикси» начала работать над новой стратегией – ее в конце июня должно утвердить руководство ритейлера.

«Мы ожидаем сокращения убытков [в будущем], так как в I квартале 2016 г. «Дикси» находилась в переходном состоянии», – отмечает Ленвальская.

«Дикси» придется позиционировать себя либо как формат дискаунтера, либо как «магазин у дома» с высоким качеством, полагают аналитики Credit Suisse. В первом варианте, по их мнению, ритейлеру будет трудно предлагать низкие цены без ущерба для рентабельности – компания невелика по сравнению с конкурентами («Магнитом» и X5 Retail Group), а ее операционные расходы, напротив, большие. Второй вариант, рассуждают аналитики, потребует вложений в ассортимент и промокампании, при том что конкурентное преимущество «Дикси» перед другими неочевидно.

Пока же «Дикси» серьезно замедлила темпы развития: за январь – март ее сеть выросла на 36 точек – вчетверо меньше, чем в начале 2015 г. В итоге доля группы в общем приросте торговых площадей в России за I квартал 2016 г. упала почти вдвое – до 3,9%, подсчитали эксперты «Infoline-аналитики». На начало апреля в сеть группы входило 2598 «магазинов у дома» «Дикси», 112 магазинов «Виктория», 1 магазин Cash и 38 компактных гипермаркетов «Мегамарт» и «Минимарт».

По итогам 2016 г. ритейлер может замедлить темпы экспансии более чем вдвое. Как заявил на телеконференции с инвесторами и аналитиками да Сильва, за год «Дикси» откроет минимум 250 магазинов. В 2015 г. группа открыла 574 магазина.