Агрегатор по прописке

«Яндекс.Новости», возможно, перестанет работать с сайтами без российской регистрации СМИ/ Е. Разумный/ Ведомости

До конца этой недели Госдума может принять во втором чтении законопроект о новостных агрегаторах, сообщил председатель комитета Госдумы по информационной политике Леонид Левин. Прежде он говорил «Ведомостям», что документ будет принят полностью до конца весенней сессии (завершается в начале июля). Также депутат сообщал, что из проекта скорее всего исчезнут нормы об ограничении иностранного владения новостными агрегаторами и требование проверять распространяемые сообщения СМИ.

Руководитель «Яндекс.Новостей» Татьяна Исаева в понедельник, 6 июня, написала в Facebook, что агрегатору придется отказаться от работы с «не лицензированными в России СМИ» (очевидно, имеются в виду сайты без регистрации российского СМИ). «Яндекс» не хочет сам отвечать за информацию, которую публикуют такие сайты. Представитель «Яндекса» говорит, что окончательного решения о том, как будет работать новостной сервис компании, пока нет.

В конце февраля депутаты Алексей Казаков и Александр Ющенко внесли в Госдуму проект, который обязывает новостные агрегаторы (такие, как «Яндекс.Новости» и Google News) «проверять достоверность распространяемой общественно значимой информации» и предполагает внесудебное «принятие мер по пресечению распространения недостоверной информации» по жалобе уполномоченных органов. Необходимость фактической премодерации новостей агрегаторами авторы поправок обосновали «политической ролью» таких сервисов. Проект принят Госдумой в первом чтении.

Представители «Яндекса», Mail.ru Group и Google убедили депутатов, что физически не способны проверять сотни тысяч новостных сообщений, которые они ежедневно распространяют с помощью сервисов-агрегаторов. Теперь депутаты предлагают компромисс: агрегаторы отвечают самостоятельно за достоверность сообщений тех сайтов, у которых нет регистрации СМИ в России.

У «Яндекса» нет статистики, какая часть из 7000 источников, с которыми работает новостной агрегатор, – сайты без регистрации СМИ в России, говорит представитель компании, прежде у поисковика не было необходимости собирать такую информацию о партнерах.

Какое-то время назад «Яндекс.Новости» стали разделять в выдаче российские и иностранные источники: прежде всего пользователи видят первые. К примеру, иностранной в этой ситуации «Яндекс» считает русскоязычную Meduza.io (компания зарегистрирована в Латвии).

Регистрацию СМИ получают далеко не все информационные сайты, которые работают и внутри России. К примеру, такой регистрации нет у онлайн-версии журнала Maxim (входит в издательский дом Hearst Shkulev Media). Директор проекта MaximOnline Даниль Хасашин объяснил, что сайт не публикует как таковые новости: «Яндекс.Новости» приносят нам минимальное число переходов, вряд ли ради того, чтобы с ними работать, мы будем регистрироваться как СМИ».

Принципиально не хочет регистрировать как СМИ свои проекты (TJournal и VC) компания «Комитет», говорит ее директор по интернет-продуктам Владислав Цыплухин. Он, впрочем, тоже оговаривается, что «Яндекс.Новости» приносят этим проектам минимальное число переходов. Алексей Аметов, совладелец Look at Media (проекты Look at me, Village и т. д.), подтвердил, что у сайтов компании нет регистрации СМИ, и от других комментариев отказался.