Фемтосоты не приживаются в квартирах

Малые базовые станции, улучшающие качество связи, не пользуются массовым спросом/ М. Стулов/ Ведомости

Несколько лет назад у «Мегафона» были проблемы с качеством связи, например в подвалах, тогда оператор продавал абонентам фемтосоты, вспоминает представитель «Мегафона» Юлия Дорохина. Но теперь таких проблем нет и фемтосоты стали неактуальны, утверждает она.

МТС начинает продавать фемтосоты (малые базовые станции) своим абонентам во всех регионах России, рассказал представитель оператора Дмитрий Солодовников. Цена устройств от NEC составит 7000 руб., за два-три года МТС планирует продать не менее 15 000 таких устройств.

Фемтосоты подключаются к сети оператора через домашний или офисный интернет-роутер и предназначены для улучшения связи в местах, где есть проблемы с сигналом: в подвалах, глухих углах зданий, в зонах точечной застройки, в новостройках и т. п.

В конце 2013 г. МТС начала экспериментальную продажу фемтосот в Москве и, посчитав, что продажи успешны, решила распространить опыт на всю Россию, объясняет Солодовников. По его словам, чуть более чем за два с половиной года частным пользователям в Москве было продано около 1500 фемтосот. По наиболее актуальным данным AC&M Consulting, в III квартале 2015 г. у МТС в Москве было чуть менее 13,8 млн сотовых абонентов.

В том же темпе

По словам Солодовникова, с конца 2013 г. МТС установила в Москве примерно 1500 базовых станций стандарта 2G – почти столько же, сколько фемтосот.

Солодовников считает, что невысокие цифры продаж фемтосот показывают, что покрытие МТС в столице на высоком уровне, а мест, куда не проходит сигнал основной сети, немного. С помощью фемтосот абоненты, сталкивающиеся с проблемами покрытия, могут не менять оператора, а улучшить покрытие самостоятельно, говорит он.

Корпоративным клиентам МТС продает фемтосоты с 2010 г. Сейчас они доступны компаниям в 45 регионах России. По данным оператора, к сентябрю 2015 г. ей удалось реализовать на корпоративном рынке порядка 4000 таких устройств.

Средний ежемесячный счет (ARPU) корпоративных и домашних абонентов, регулярно пользующихся фемтосотами, на 15 и 10% выше, чем у среднестатистических подписчиков МТС, утверждает Солодовников. Последний раз МТС раскрывала ARPU в отчете за IV квартал 2015 г.: тогда показатель снизился на 4% год к году до 323 руб. Кроме того, по итогам 2015 г. показатель оттока пользователей фемтосот не превышал 0,1%, тогда как по компании он составил около 40%, отмечает Солодовников.

Самый крупный проект МТС, связанный сейчас с фемтосотами, – оснащение ими 3800 вагонов московского метро, напоминает Солодовников. Этот проект, призванный улучшить качество голосовой связи в составах метрополитена, МТС ведет совместно с оператором сети WiFi в московской подземке «Максимателеком».

1500 фемтосот, проданных в Москве, – хороший результат, поскольку качество голосовой сотовой связи у всех операторов в столице уже достаточно высокое или по крайней мере приемлемое, считает гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. В регионах, за исключением отдаленных районов и небольших населенных пунктов, ситуация схожая: рассчитывать, что там фемтосоты будут продаваться лучше, вряд ли стоит, полагает он. На нынешнем этапе развития сотовой связи фемтосоты как массовый продукт, заметно влияющий на бизнес операторов, уже не актуальны, уверен Мирзабеков. Тем более что абонентов мобильной связи все больше интересует не столько голосовая связь, сколько качественный мобильный интернет, а там, где уже есть фиксированный доступ для подключения фемтосоты, для подключения мобильных устройств, как правило, достаточно WiFi-роутера, добавляет он.

«Вымпелком» предоставляет фемтосоты корпоративным клиентам, говорит его представитель Анна Айбашева. Что касается массового рынка, важнее изначально предоставить абонентам удовлетворяющий их сервис и не пытаться в дальнейшем получать доход за счет их проблем с качеством связи, считает она. Клиенты не должны дополнительно платить за то, что у их сотового оператора нет покрытия, уверен также сотрудник другого оператора.

«Т2 РТК холдинг» (Tele2) не продает своим абонентам фемтосоты и в среднесрочной перспективе у компании таких планов нет, говорит представитель оператора Константин Прокшин.