Серверы – дело не частное

Количество серверных стоек в частных коммерческих дата-центрах в 2015 г. сократилось из-за сделок «Ростелекома»/ Д. Абрамов / Ведомости

В 2015 г. рынок коммерческих дата-центров России сократился до менее чем 27 000 серверных стоек с 28 000 по итогам 2014 г., следует из сообщения исследовательской компании IDC. Снижение числа коммерческих стоек объясняется методикой IDC – компания не считает коммерческими дата-центры, контролируемые государством, говорит старший аналитик IDC Михаил Попов. В 2015 г. крупный игрок SafeData перешел под контроль «Ростелекома». Без учета этого рынок мог бы вырасти с 28 000 стоек в 2014 г. примерно до 30 000 стоек, считает он.

По данным агентства iKS-Consulting, в целом по России количество серверных стоек за 2015 г. выросло на 8% до 27 800.

По наблюдениям Попова, крупных расширений нет ни у кого из игроков рынка, но многие из них увеличивали число стоек в уже существующих залах. Во-первых, рынок рос за счет крупных заказчиков, заинтересованных в конвертации своего традиционного бизнеса в цифровой формат (например, банки и авиаперевозчики), рассуждает Попов. Вторая причина – сложности в экономике страны, обернувшиеся подорожавшими кредитами. В таких условиях капитальные вложения в собственные дата-центры гораздо менее привлекательны, нежели модель операционных расходов с арендой мощностей у коммерческих игроков, рассуждает Попов. Для многих компаний строительство собственных дата-центров не только накладно, но зачастую и не соответствует профилю работы, соглашается с ним исполнительный директор оператора дата-центров DataPro Евгений Богданчиков. Но как только деньги подешевеют, можно будет наблюдать обратный тренд, считает Попов.

Облачные деньги

В 2016 г. доля расходов российских банков на облачные сервисы возрастет с 5 до 10% от их IT-бюджетов, следует из результатов совместного исследования немецкого разработчика программного обеспечения SAP и Национального агентства финансовых исследований. В 2 раза вырастут и абсолютные затраты российских банков на облачные технологии: в 2015 г. они составят $51 млн.

Подорожавшие деньги влияют и на развитие рынка коммерческих дата-центров, ведь они строятся преимущественно на заемные средства, а арендные ставки остались на прежнем уровне, говорит исполнительный директор «Ди си квадрат» (консалтинг в области дата-центров) Александр Мартынюк. Поэтому крупные рыночные проекты сворачиваются, знает он.

Попов обращает внимание на существенные изменения, произошедшие на рынке за прошедший год: у дата-центров появляется новый бизнес. Раньше они предлагали в аренду лишь пустые серверные стойки с коммуникациями, а теперь договариваются с производителями оборудования и поставляют заказчику заполненную стойку с серверами, говорит Попов. Заказчикам (особенно из финансового сектора и ритейла) это выгодно: так они могут быстро развернуть в дата-центрах IT-инфраструктуру для своих проектов, связанных, например, с обработкой больших данных клиентов. По данным Попова, для дата-центров такой бизнес гораздо выгоднее привычной аренды стойко-мест, на которой в Москве можно в среднем выручить 70 000 руб. в месяц. Заполненная же стойка стоит в несколько раз дороже, отмечает Попов. По его оценке, это направление бизнеса за прошлый год выросло на 30%.

Стойка с оборудованием стоит не менее $200 000, а потому, прежде чем приобретать серверы и сдавать их в аренду, центрам надо иметь представление о платежеспособности клиента, замечает Богданчиков.

Возможности виртуализации играют на руку и заказчикам, и поставщикам, поскольку дают возможность сэкономить, рассуждает Попов. Дело в том, что виртуализация позволяет быстрее приводить инфраструктуру в соответствие с изменившимися бизнес-потребностями и экономить за счет масштаба и повышения коэффициента использования оборудования.

Действительно, многие компании пользуются арендой вычислительных мощностей и услугами хранения данных – например, интернет-магазины и медиакомпании, социальные сети и рестораны, соглашаются Мартынюк и Богданчиков. Таких заказчиков интересует краткосрочная аренда, знает Мартынюк, однако, по его данным, этот рынок растет медленнее, чем мог бы. Некоторые корпорации (прежде всего страховые и инвестиционные компании, крупные банки) стараются не отдавать свои данные и их обработку сторонним сервисам. Наоборот, госкорпорации и крупные финансовые организации могут арендовать площадку лишь с тем условием, что смогут поставить собственное оборудование, говорит Мартынюк.