Статья опубликована в № 4153 от 05.09.2016 под заголовком: Знают, но не поддерживают

Знают, но не поддерживают

Самовыдвиженец Мария Баронова, поддерживаемая «Открытой Россией» Михаила Ходорковского, входит в тройку самых узнаваемых кандидатов в депутаты Госдумы от Центрального округа Москвы. По опросу «Левада-центра», она делит второе место с экс-кандидатом в мэры Москвы, депутатом Госдумы Михаилом Дегтяревым (ЛДПР), а наиболее известен в округе лидер столичных единороссов, депутат Госдумы Николай Гончар (см. таблицу). Правда, готовность голосовать за Баронову выразили лишь 2% опрошенных, а 26% не определились с выбором. В голосовании по партспискам жители ЦАО намерены поддержать «Единую Россию» (30%), КПРФ и ЛДПР (по 10%), «Справедливую Россию» (6%) и «Яблоко» (5%). За «Парнас» и его кандидата по округу, историка Андрея Зубова готовы проголосовать по 2% респондентов.

Узнаваемость Бароновой выросла за счет ведения кампании и сбора подписей, поясняет социолог «Левада-центра» Денис Волков: «Зубов присутствует в эфире федеральных каналов на дебатах, а Баронова – нет. Это можно отчасти сравнить с кампанией Алексея Навального [на выборах мэра Москвы] в 2013 г. – его тоже не было на телевидении, но его кампания была почти такая же, как у [мэра Сергея] Собянина, в масштабах города». Удастся ли демократам увеличить количество сторонников, пока не ясно, поскольку «нужен определенный имидж, гендерный и возрастной фактор тоже играет роль», говорит социолог: «Избиратель КПРФ прежде всего голосует за партию, Дегтярева помнят по мэрской кампании. Про Баронову большинство услышало первый раз и подробностей, в том числе что она «кандидат Ходорковского», не знает». ЦАО отличается от общероссийской картины желанием голосовать за демократические партии, хотя и здесь они не могут набрать больше 5%, констатирует Волков.

Руководитель «Открытых выборов» Тимур Валеев доволен этими результатами, поскольку до сбора подписей узнаваемость Бароновой и Зубова была примерно по 7%. Он напоминает, что Баронова обещала сняться с выборов, если ее узнаваемость окажется ниже, чем у Зубова, «поскольку либеральная общественность называла ее спойлером». Сама Баронова говорит, что удивлена итогами опроса, поскольку у нее нет эфира на федеральных каналах. Кандидатам еще многое предстоит сделать за счет интенсификации кампании в последние две недели, отмечает зампред «Парнаса» Константин Мерзликин: «Цифры пессимистичные, но они не заведомо проигрышные. Надо понимать, что до кампании узнаваемость Зубова была нулевой».

Навальный создал некую планку ожиданий, до которой по качеству агитации не удается допрыгнуть другим кандидатам, полагает политолог Михаил Виноградов: «По ЦАО выдвинуты не самые известные или ресурсные кандидаты, и нет ощущения, что все силы брошены на этот округ. Баронова прыгнула выше головы, собрала подписи и ведет агрессивную кампанию, привязанную к повестке дня, в то время как Зубов ведет себя как кандидат, баллотирующийся в Думу в начале XX в.». А повышение рейтинга зависит не столько от кандидатов, сколько от того, возникнут ли в обществе некоторые ожидания от выборов, считает эксперт.