Европа обновит копирайт

Еврокомиссия хочет изменить законодательство об авторских правах таким образом, чтобы авторы, исполнители и СМИ больше зарабатывали в онлайне
Еврокомиссия хочет изменить законодательство об авторских правах таким образом, чтобы авторы, исполнители и СМИ больше зарабатывали в онлайне. В России такие реформы даже не обсуждаются/ М. Стулов/ Ведомости

Еврокомиссия планирует реформировать европейское законодательство об авторских правах, заявил сегодня президент комиссии Жан-Клод Юнкер. В частности, реформа копирайта будет направлена на то, чтобы авторы, исполнители, журналисты могли больше зарабатывать на своих произведениях, в том числе в интернете. Законопроект Еврокомиссии будет обсуждаться 16 сентября в Братиславе на неформальной встрече глав 27 государств Европы.

Предложения Еврокомиссии не содержат прямого требования к интернет-компаниям больше платить правообладателям. Но их обяжут по крайней мере сообщать авторам, продюсерам и издателям, какую прибыль приносят их произведения, уточняет BBC. Кроме того, законопроект присвоит новостным СМИ статус правообладателя. Это означает, что издатели получат эксклюзивные права на свои тексты – такие же права есть, например, у музыкальных студий и кинокомпаний. То есть Google, Facebook и другим агрегаторам новостей придется подписать соглашения с каждым СМИ, выдержки из статей которого они хотят использовать.

У крупных интернет-компаний сложные взаимоотношения с правообладателями и СМИ. Артисты и лейблы не раз обвиняли тот же YouTube (принадлежит Google) в том, что он мало им платит. На днях Международная федерация звукозаписывающей индустрии (IFPI) в своем исследовании указала на разницу в выплате авторских отчислений между YouTube и музыкальными сервисами Spotify и Apple Music, которые заплатили лейблам около $2 млрд в 2015 г. От сервисов, позволяющих загружать музыку, из которых YouTube – самый крупный, музыкальная индустрия получила в прошлом году всего $634 млн. У YouTube заканчиваются контракты с ведущими музыкальными мейджорами – Universal Music Group, Sony Music и Warner Music, и как раз сейчас они ведут переговоры о пересмотре условий работы с крупнейшим видеохостингом.

Google всех сильней

В 2006 г. один из судов Бельгии решил, что Google не имеет права размещать ссылки на статьи бельгийских газет в Google News без платы или разрешения. Тогда Google исключил их сайты из результатов поиска. Мировое соглашение было подписано в 2012 г. В 2014 г. испанский парламент принял закон, обязывающий агрегаторов новостей платить издателям СМИ за контент – и Google закрыл новостной сервис в этой стране. В 2013 г. власти Германии приняли похожий закон, и Google дал издателям выбор: либо его сервис Google News бесплатно публикует краткие выдержки их текстов, либо исключает ссылки на сайт СМИ. Лоббист этого закона Axel Springer запретил Google ссылаться на свои тексты, но, потеряв трафик, разрешил Google использовать тексты бесплатно.

YouTube – самая большая проблема для правообладателей. Очевидно, что количество просмотров музыкальных видео там радикально не соответствует деньгам, которые получают артисты и лейблы, сказал «Ведомостям» сотрудник музыкального мейджора. В России радикальные реформы не обсуждаются: профильные ведомства пытаются повысить доходы артистов и правообладателей, принимая законы, защищающие их от пиратства. Так, в прошлом году был принят закон, который позволяет правообладателям навсегда блокировать сайты с пиратским контентом.

Европейские издатели тоже давно недовольны тем, как интернет-компании, в частности Google, используют их статьи в своих новостных агрегаторах (см. врез на стр. 10). Google постоянно объясняет им, что обеспечивает сайтам СМИ десятки миллиардов переходов в месяц, но не зарабатывает на этом – не размещает рекламу внутри новостного сервиса. По оценке Google, за счет таких переходов в 2014 г. СМИ заработали на рекламе около $10 млрд. Издатели с этим не согласны. Так, британская OC&C Strategy Consultants подсчитала недавно, что новостные агрегаторы и социальные сети за последние 10 лет лишили британские СМИ примерно половины доходов.

«Мы против того, чтобы агрегаторы платили СМИ, – сказал «Ведомостям» замминистра связи Алексей Волин. – Не думаю, что новостной контент может быть нормально капитализирован таким образом. Но мы можем столкнуться с ситуацией, когда много агентств будет бороться за авторские права на новость, которая, по сути, не является эксклюзивной, – это бессмысленно и безумно». Волин считает, что у СМИ в России нет проблем с использованием их текстов в сети. «Сейчас все движется от прямой рекламы к контекстной, и в этой ситуации для СМИ больше важен трафик с новостного агрегатора», – полагает замминистра.

Было бы справедливым, если бы агрегаторы платили СМИ, считает гендиректор ИД «Коммерсантъ» Владимир Желонкин. У СМИ никогда не будет трафика, сопоставимого с трафиком агрегатора, а это значит, что они не смогут заработать сопоставимые деньги. Сейчас СМИ пытаются выжить, часто занимаясь непрофильным для них бизнесом – различными b2b-проектами и т. п. По словам Желонкина, изменение этой ситуации российскими регуляторами не обсуждается. Но раз западные коллеги начали эту дискуссию, рано или поздно это придет и к нам – будет интересно поучаствовать в этом обсуждении, заключает он.

Поисковики и агрегаторы дают редакциям трафик и помогают увеличивать аудиторию и привлекать рекламодателей, говорит представитель «Яндекса» Ася Мелкумова. Представитель Google сообщил «Ведомостям», что решать проблему надо не запретами и субсидиями СМИ, а с помощью «партнерства и инноваций». Детально комментировать инициативу Еврокомиссии и российское регулирование он не стал.