Ни «Власти», ни «Денег»

Еженедельные журналы перестали быть интересны рекламодателям/ Максим Стулов/ Ведомости

Печатные версии общественно-политических журналов «Деньги» и «Власть» перестают выпускаться с этого года, рассказал «Ведомостям» гендиректор издательского дома (ИД) «Коммерсантъ» Владимир Желонкин. Формат еженедельных журналов отмирает, продажи рекламы в них не растут, а печать становится все дороже, объяснил он. Пока журналы издавались в ноль. Но «Коммерсантъ» хочет повысить EBITDA и больше не готов тратиться на бумажные версии этих проектов, объясняет Желонкин. По данным Mediascope, в мае – октябре 2016 г. аудитория одного печатного номера «Денег» снизилась на 42% до 215 900 человек, «Власти» – на 11% до 338 000.

Журнал «Власть» издавался с 1992 г., «Деньги» – с 1994 г. Финансовых показателей обоих изданий Желонкин не раскрывает. Онлайн оба журнала продолжат выходить. Увольнять сотрудников из-за закрытия печатных версий изданий не планируется, обещает Желонкин. У ИД «Коммерсантъ» кроме одноименной газеты есть еще несколько изданий – журналы «Огонек», Weekend, «Автопилот» и тематические приложения. Их ИД продолжит выпускать в бумажном виде. У «Огонька» массовая аудитория, остальные издания нишевые и более интересны рекламодателям, объясняет Желонкин.

Печатная пресса переживает нелегкие времена, продажи рекламы в газетах и журналах падают не первый год. Это единственный сегмент рекламного рынка, который так и не смог восстановиться после кризиса 2008 г. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в январе – сентябре 2016 г. рынок рекламы в печатных СМИ упал на 15% до 13,9–14,1 млрд руб. Продажи рекламы в журналах снизились за тот же период на 9% до 7,3–7,5 млрд руб. За последние восемь лет рекламные доходы печатных СМИ сократились на 65% – с 64 млрд до 23 млрд руб. в 2015 г., говорилось в докладе «Изменения медиапредпочтений и потребительского поведения» компании Mediascope (бывшая TNS Russia).

Весь рост в сети

В 2016 г. выручка ИД «Коммерсантъ» увеличилась на 14% до 3,2 млрд руб., рассказывает Желонкин. Основной драйвер роста – интернет. На него пришелся 1 млрд руб. выручки, в том числе 500 млн руб. принес сервис kartoteka.ru. EBITDA составила около 400 млн руб. В 2017 г. выручка вырастет еще на 0,3 млрд руб., прогнозирует Желонкин.

Все это привело к закрытию многих проектов. В прошлом году медиахолдинг «Эксперт» приостановил выпуск общественно-политического журнала «Русский репортер». Изначально журнал был еженедельным, а с февраля 2015 г. стал выпускаться раз в две недели. Медиахолдинг Rambler & Co еще в 2015 г. закрыл печатную версию ежемесячного журнала «Афиша». А журнал «Секрет фирмы», купленный Rambler & Co у ИД «Коммерсантъ» в 2015 г., сразу после сделки стал публиковаться только онлайн. В прошлом году были полностью закрыты российские версии ежемесячных глянцевых журналов Allure и Conde Nast Traveller (входили в ИД Conde Nast).

При этом реклама в рунете растет. По данным АКАР, за девять месяцев 2016 г. продажи онлайн-рекламы увеличились на 24% до 83–96 млрд руб. У ИД «Коммерсантъ» интернет – основной драйвер роста выручки, говорит Желонкин (см. врез).

Журналы «Деньги» и «Власть» – это настоящие бренды, говорит редактор газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев. Но доходы от рекламы падают, а стоимость печати растет. Поэтому неудивительно, что многие журналы становятся убыточными и закрываются, резюмирует Гусев. Вдобавок аудитория изданий сокращается, а многие читатели переходят с печатных на интернет-версии этих журналов. Это не только российская, но и общемировая практика, добавляет Гусев.

Для роста аудитории общественно-политических журналов нет значимых предпосылок, особенно целевой для рекламодателей бизнес-аудитории, говорит управляющий директор рекламной группы Dentsu Aegis Network Russia Максим Осипов. Экономика стагнирует, государство доминирует во всех областях. Вероятно, многие бизнесмены перестали верить, что отслеживание новостей с помощью еженедельных изданий поможет им понять тренды и повлиять на свой бизнес. Кроме того, сам еженедельный формат не востребован у читателей: новости давно перешли в онлайн и ежедневные издания, а серьезные аналитические тексты лучше удаются ежемесячным журналам и информационно-аналитическим ресурсам, считает Осипов.