Религии в законе Яровой не место

Поводом для подготовки заключения стали сбор 100 000 подписей за отмену пакета Яровой на сайте РОИ и обсуждение вопроса о возможном внесении поправок/ Е. Разумный/ Ведомости

Законодательное регулирование, которое введено пакетом антитеррористических поправок, внесенных депутатом Госдумы Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым, влечет ограничение конституционных прав граждан и несоразмерно его возможной эффективности для противодействия терроризму. Об этом говорится в проекте экспертного заключения на пакет Яровой, подготовленного президентским Советом по правам человека (СПЧ). Поводом для подготовки заключения («Ведомости» с ним ознакомились) стали сбор 100 000 подписей за отмену пакета Яровой на сайте «Российской общественной инициативы» (РОИ) и обсуждение вопроса о возможном внесении поправок. При рассмотрении законопроекта в Госдуме СПЧ уже давал экспертное заключение, напоминают правозащитники, и часть рекомендаций была учтена, но после этого в закон включили новые положения, которые тоже вызывают критику.

Выводы СПЧ о нормах, касающихся мобильных операторов и интернет-провайдеров, а также изменений в Уголовном кодексе, в основном те же, что и в первом заключении. Так, требование о хранении данных СПЧ считает «беспрецедентным покушением на неприкосновенность личной жизни», а ужесточение ряда статей УК – неоправданным и зачастую лишенным смысла. Что же касается тех поправок, которые появились в последний момент и регулируют миссионерскую деятельность, то правозащитники предлагают выделить их из пакета Яровой целиком и разработать заново, если правительство сочтет это необходимым. Не ясно, как эти поправки в закон о свободе совести вообще связаны с «антитеррористическим пакетом», подчеркивает СПЧ, к тому же закон уже провоцирует произвольное правоприменение – например, к ответственности по нему в основном привлекают протестантов.

Трения неизбежны

Татьяна Морщакова
Член Совета по правам человека
«Возражения представителей религиозных конфессий были неизбежны. Совет тоже считает, что такое регулирование приведет только к расширению произвола в отношении привлечения к ответственности тех, кто административных правонарушений в действительности не совершал». РИА Новости, 24.01.2017

Ранее на прошлой неделе экспертная рабочая группа открытого правительства, рассмотрев петицию РОИ, отвергла предложение отменить пакет Яровой, ограничившись рекомендацией правительству провести дополнительную оценку технических, организационных и социальных аспектов применения закона в части хранения данных. Кроме того, Госдуме было рекомендовано подумать, как изменить закон, чтобы исключить возможность широкого толкования понятий «миссионерская деятельность» и «экстремизм».

Председатель СПЧ Михаил Федотов не стал комментировать проект заключения, сказав лишь, что он находится на стадии голосования членов совета. Руководитель центра «Сова», член СПЧ Александр Верховский считает, что часть про миссионерство нужно полностью отменять, хотя такое предложение невыполнимо: «Но можно попытаться побудить законодателя придумать что-то другое ради той цели, которую можно считать антитеррористической, – нынешние нормы к этой цели отношения не имеют». Правоприменительная практика уже показала, что полиция, в компетенции которой эти дела находятся, просто не понимает норм про миссионерство, подчеркивает Верховский: «Если Дума не готова отменить эту часть пакета, то пусть хотя бы начнет нормальное обсуждение – тогда, возможно, удастся выяснить, какие административные меры могут реально помешать террористам, но не ограничивать столь радикально проповедь как таковую».

В Госдуме, однако, к новой дискуссии не готовы. Если правоприменительная практика плохая, то выход из ситуации – ее корректировка, говорит зампред комитета по делам общественных объединений единоросс Дмитрий Вяткин: необязательно менять закон, если можно решить вопрос принятием актов Верховного суда, обобщением практики или постановлением Конституционного суда.

Заключение СПЧ показывает, насколько сырым был пакет поправок, а замечания к нему по существу являются предложением его отменить, говорит руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин. Пакет Яровой внес путаницу в законодательство в сфере религиозной политики, поэтому любые уточнения тоже могут быть восприняты как вмешательство в дела религиозных объединений, считает эксперт: «Многие религиозные движения восприняли намерение контролировать миссионеров в рамках антитеррористического пакета как оскорбление. Верующих стали рассматривать как потенциальных экстремистов. Такое впечатление, что пакет Яровой принимали, не читая закон о свободе совести, куда вносились поправки».