«Ямал» будет летать в Таджикистан с лета

Минтранс Таджикистана разрешил «Ямалу» летать в Душанбе и Худжанд из «Жуковского»
«Ямал» в 2016 г. стал 11-й в России авиакомпанией по числу перевезенных пассажиров – 1,45 млн человек, на 2,1% больше, чем годом ранее/ «Ямал»

Авиакомпания «Ямал» получила разрешение летать из подмосковного аэропорта «Жуковский» в Душанбе и Худжанд. Таджикская сторона на заседании российско-таджикской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству подтвердила, что авиакомпания с летнего сезона стала вторым назначенным перевозчиком на линии «Жуковский» – Душанбе (первый – «Уральские авиалинии»), сообщил представитель Минтранса. Телефоны начальника управления гражданской авиации Минтранса Таджикистана Юсуфа Рахмона в пятницу не отвечали. «Ямал» получил разрешения, подтвердил агентству ТАСС заместитель министра транспорта Таджикистана Шерали Ганджалзола.

«Ямал» в 2016 г. стал 11-й в России авиакомпанией по числу перевезенных пассажиров – 1,45 млн человек, на 2,1% больше, чем годом ранее. «Мы считаем Таджикистан перспективным и востребованным направлением, на декабрьские рейсы в Душанбе и Худжанд (их пришлось отменить) билеты были проданы почти со 100%-ной загрузкой», – рассказал «Ведомостям» коммерческий директор «Ямала» Андрей Дубров. Конкретные цифры он не назвал. По данным Ростуризма, за девять месяцев 2016 г. из Таджикистана в Россию въехало с туристическими целями 362 618 человек – на 9% больше, чем за аналогичный период 2015 г. Из России в Таджикистан поток туристов вырос на 15% до 86 133.

До открытия «Жуковского» в Таджикистан из «Внуково» летала «Ютэйр», а со стороны Таджикистана – Tajik Air и Somon Air из «Домодедово». Появление на карте полетов «Жуковского» было встречено таджикской стороной в штыки. Авиавласти не согласовали полеты в Душанбе и Худжанд из «Жуковского» «Уральским авиалиниям» под предлогом того, что новый аэропорт входит в Московский авиаузел, хотя Росавиация и не отнесла его к столице. Россия пригрозила прекратить воздушное сообщение между странами, и с 8 ноября полеты были разрешены. Но в декабре Таджикистан не согласовал полеты «Ямалу». Россия в ответ запретила Somon Air летать в Красноярск, Краснодар, Оренбург и Уфу. Рейсы в эти города Somon Air возобновит с летнего расписания, говорит представитель Минтранса России. Представитель Somon Air на запрос не ответил.

«Ямал»

Авиакомпания
Основной акционер – департамент имущественных отношений ЯНАО (98,2%).
Выручка (РСБУ, 2015 г.) – 12,8 млрд руб.,
Чистая прибыль – 862 млн руб.

«Конфликт получился затяжным, Россия имеет в таких ситуациях более сильные позиции благодаря несопоставимым размерам экономик, авиатранспортных отраслей и авиакомпаний», – говорит профессор ГосНИИ гражданской авиации Александр Фридлянд. Для сравнительно небольших авиакомпаний стран бывшего СССР Москва – это одно из основных направлений, поэтому усиление конкуренции невыгодно им в первую очередь.

Похожие проблемы и с авиавластями Казахстана: они до сих пор не выдали разрешение на полеты в «Жуковский» казахской SCAT Airlines (хотела полететь еще летом), а «Уральским авиалиниям» согласовали полеты только в конце декабря (назначение от Росавиации получено в августе). Мы подали новую заявку на «Жуковский», ожидаем в ближайшее время положительное решение, говорил президент SCAT Владимир Морозов в конце января.

Такой механизм двусторонних межправительственных соглашений мало где в мире сохранился – чаще действуют более либеральные режимы, например режим открытого неба, говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак. Но там, где соглашения сохранились, конфликты возникают постоянно.