Игрушка за 63 млрд рублей

Крупнейший в России продавец товаров для детей «Детский мир» разместится на Московской бирже по нижней границе ценового диапазона – 85 руб. за акцию/ М. Стулов/ Ведомости

Крупнейший в России продавец товаров для детей «Детский мир» разместится на Московской бирже по нижней границе ценового диапазона – 85 руб. за акцию, сообщил вчера ритейлер. Размер предложения – около 21,1 млрд руб. с учетом опциона дополнительного размещения (около 18,4 млрд руб. без него). На начало размещения организаторы оценили рыночную капитализацию ритейлера в 62,8 млрд руб., первые торги состоятся 10 февраля.

Сам «Детский мир» денег от сделки не получит: продавались бумаги основных акционеров ритейлера – АФК «Система» Владимира Евтушенкова и Российско-китайского инвестфонда (РКИФ, создан Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) и China Investment Corporation). РКИФ получит от сделки 6,3 млрд руб., его доля в «Детском мире» сократится с 23,1 до 13,1%. Основная часть средств пойдет мажоритарию – АФК «Система»: 14,2 млрд руб., доля снизится с 72,6 до 50% плюс 1 акция. Полученные «Системой» деньги пойдут «на инвестиции в новые проекты в перспективных отраслях российской экономики», сообщил ее представитель.

Спрос инвесторов на бумаги продавца детских товаров оказался довольно высоким, говорят источники «Ведомостей» среди участников сделки. Количество заявок превысило предложение уже в первые четыре дня, сказал один из участников сделки. Но большая часть заявок была по минимальной цене предложения, уточнил другой участник сделки. В итоге книга заявок была переподписана в 2,5 раза, сообщил президент АФК «Система» Михаил Шамолин. Всего бумаги «Детского мира» приобрели 80 инвесторов, добавил Антон Мальков, руководитель управления рынков капитала, управляющий директор «Сбербанк CIB» (один из организаторов сделки).

«В целом общее настроение инвесторов в отношении сделки было очень позитивным», – описывает один из ее участников. Среди рисков, которые волновали покупателей, – насколько устойчив рост «Детского мира» и его рентабельность, также поступали вопросы о рисках со стороны онлайн-торговли для российского традиционного ритейла, добавляет собеседник «Ведомостей».

«Детский мир» указывал риск конкуренции со стороны интернет-ритейла в своем проспекте к IPO. В 2016 г. ритейлер решился на снижение цен в офлайн-точках до уровня цен в интернет-магазине, говорится в документе. Это затронуло основную категорию товаров в продажах «Детского мира» – игрушки – и сказалось на показателях IV квартала, когда доля игрушек в продажах традиционно высока. В результате валовая рентабельность сети сократилась в 2016 г. год к году, сказано в проспекте.

В то же время выручка «Детского мира» растет на 20–30%, напоминает Мальков. Эта динамика «сохранится еще как минимум ближайшие три года, что делает эту компанию привлекательной на рынке на фоне более зрелых продовольственных ритейлеров и продавцов бытовой техники и электроники», рассуждает он.

Сами организаторы сделки и продавцы довольны результатом. Мальков считает ее «большим событием» для фондового рынка страны. Гендиректор РФПИ и генеральный содиректор РКИФа Кирилл Дмитриев заявил, что «игрушечное» IPO «откроет рынок размещений для других российских компаний».