«Яндекс» потратился на такси

«Яндекс» и дальше готов инвестировать миллиарды рублей в свой сервис такси/ Андрей Гордеев/ Ведомости

Выручка «Яндекса» в 2016 г. выросла на 27% до 75,9 млрд руб., сообщила компания. В отдельно взятом IV квартале доходы поисковика увеличились по сравнению с тем же периодом 2015 г. на 22%. Это выше ожиданий аналитиков и выше ожиданий самой компании, которая осенью прошлого года предупреждала инвесторов, что темпы роста ее выручки могут сильно замедлиться из-за нестабильной экономической ситуации в России. Аналитики «Ренессанс капитала» назвали такие показатели «приятным сюрпризом» для инвесторов.

А вот рентабельность «Яндекса» оказалась ниже ожиданий аналитиков. Скорректированный показатель EBITDA вырос на 25% до 26,1 млрд руб., скорректированная чистая прибыль – на 16% до 14,1 млрд руб. На рентабельность компании прежде всего негативно влияют инвестиции в «Яндекс.Такси», пишут аналитики «Ренессанс капитала» и «ВТБ капитала».

Инвесторам понравились результаты «Яндекса»: на открытии биржи NASDAQ котировки компании выросли на 6,53%. На момент сдачи публикации (21.30 мск) капитализация «Яндекса» составляла $7,98 млрд, что на 7,2% больше, чем на закрытии биржи 15 февраля.

В 2016 г. выручка «Яндекса» росла заметно быстрее, чем в 2015 г.: тогда она увеличилась на 18%. С другой стороны, IV квартал 2016 г. для компании оказался не таким удачным, как третий: тогда ее выручка увеличилась на 25%.

20 минут дзена

Пользователи «Яндекс.Дзен», сервиса поисковика по рекомендации новостных статей, уже проводят в нем около 20 минут в день, рассказал Шульгин. Этот показатель сравним со среднемировыми цифрами по активности в социальных сетях, добавил он.

Основную выручку «Яндексу» продолжает приносить реклама, размещенная на его сайте и сайтах партнеров (96% общей выручки). Доходы от рекламы в IV квартале выросли на 20%, опять же это немного ниже, чем в третьем (плюс 22%). Доходы «Яндекса» растут как за счет увеличения числа платных кликов пользователей на рекламные объявления на сайтах этой компании (плюс 12% в IV квартале 2016 г. к тому же периоду 2015 г.), так и за счет роста средней стоимости такого клика для рекламодателя (плюс 8%). Финансовый директор компании Грег Абовски сообщил на телеконференции, что в январе компания зафиксировала такой же высокий спрос со стороны рекламодателей, как и в IV квартале 2016 г.

Другие новые бизнесы – «Яндекс.Маркет», «Яндекс.Такси» – пусть и занимают небольшую долю в общей выручке компании, но растут гораздо быстрее: их доходы за прошлый год увеличились больше чем в 2 раза. Особенно успешными гендиректор «Яндекса» в России Александр Шульгин назвал результаты «Яндекс.Такси» – выручка этого сервиса в 2016 г. выросла на 135% до 2,3 млрд руб. Пользователи «Яндекс.Такси» уже совершают 16,2 млн поездок в месяц (данные за декабрь 2016 г.), это в 5,5 раза больше, чем годом ранее. Доходы сервиса растут медленнее, чем число поездок, прежде всего потому, что с сентября «Яндекс» снизил минимальную стоимость поездок в Москве почти вдвое – до 99 руб. В прошлом году сервис начал работать в пяти новых странах и десятках новых городов, сейчас он доступен в 48 городах России, Белоруссии, Казахстана, Украины, Армении и Грузии.

Такое быстрое развитие «Яндекс.Такси» дорого обходится компании – в IV квартале 2016 г. по сравнению с III кварталом 2015 г. отрицательная EBITDA сервиса выросла больше, чем вдвое: до 1,3 млрд руб., пишут аналитики «Ренессанса». Шульгин заявил, что видит большие перспективы в развитии «Яндекс.Такси», компания будет инвестировать в него и дальше. Инвесторы могут недооценивать масштаб расходов, которые потребуются для развития «Яндекс.Такси», указывают аналитики «Ренессанса». «Как мы видим на примере Uber, даже миллиарды долларов инвестиций пока не сделали сервисы такси рентабельными, хотя оцениваются такие проекты очень высоко, – рассуждает аналитик другого инвестбанка. – «Яндексу», очевидно, потребуются очень большие инвестиции, чтобы выйти со своим сервисом во все крупные города России и страны СНГ. В какой-то момент это может сильно насторожить инвесторов».

«Яндекс» прогнозирует, что в этом году его выручка вырастет на 16–19%. Аналитики считают такой прогноз консервативным и напоминают, что в течение 2016 г. компания несколько раз меняла прогноз в сторону увеличения темпов роста доходов. Аналитики «Открытия» полагают, что выручка компании в этом году увеличится на 21,5%.